Опорные слова к вопросу №34 — здесь
Выделяются также
- внешняя речь, выполняющая, главным образом, коммуникативную функцию, и
- внутренняя речь, связанная с процессами произвольной саморегуляции (сознательного, волевого самоконтроля) и выступающая в качестве орудия интеллектуальной деятельности (прежде всего, понятийного мышления).
В свою очередь, внешняя речь включает две самостоятельные разновидности:
- устную и
- письменную речь.
В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной устной речи они занимают значительное место.
В устной речи ряд исследователей (И.А. Зимняя, Я. Яноушек и др.) выделяют «говорение» и «слушание» как относительно самостоятельные компоненты вербальной коммуникации.
При разведении ролей говорящего и слушающего вся схема коммуникативного процесса с точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения оказывается асимметричной: для говорящего смысл всегда предшествует кодированию информации (собственно высказыванию), ведь говорящий сначала формирует некий «замысел», а затем выражает его посредством определенного кода. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием и фактически является продуктом этого процесса. В последнем случае требуется не только анализ самого высказывания, но и ориентация в его контексте, понимание ситуации общения или совместной деятельности.
При анализе письменной речи традиционно используется многозначное понятие «текст». Применительно к «тексту» также имеет место различение порождения и восприятия сообщения.
Так Ролан Барт разграничивает два принципиально различных типа текстов:
- Текст-письмо - непосредственный и спонтанный процесс писания, свободная игра смыслопорождения и самовыражения;
- Текст-чтение - суть продукты, высказывания-результаты, содержание которых трактуется и оценивается в свете определенной системы смыслов и убеждений (идеологии).
Внутренняя речь отличается от указанных форм внешней речи, и по назначению, и по строению. Это речь свернутая, редуцированная, отрывочная, выразительные средства в ней предельно минимизированы - сложная фраза может быть сведена к единственному ключевому слову - но при такой фрагментарности, разумеется, исключены какие-либо недоразумения, связанные с недопониманием смысла или контекста высказывания. Внутренняя речь составляет фазу планирования любой сложной деятельности; она актуализируется при возникновении затруднений, повышении неопределенности и поиске решения какой-либо задачи, т.е. в проблемных ситуациях, требующих нешаблонного ответа.
Переход внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редукцией внешней речи, сокращением ее объема и упрощением грамматической структуры, тогда как обратный процесс (переход от внутренней речи к внешней или экстериоризация) требует, наоборот, развертывания внутренней речи, ее реорганизации согласно грамматическим правилам, дополнения и уточнения.
Добавить комментарий