Опорные слова к вопросу №34 — здесь
Речь человека выполняет ряд специфических функций.
По Карлу Бюлеру, «функция человеческого языка тройственна» и, соответственно, любое речевое сообщение совмещает в себе три различных функциональных компонента:
- репрезентация, т.е. представление или отображение посредством знаков каких-либо предметов и ситуаций;
- экспрессия, т.е. выражение внутреннего состояния отправителя сообщения, его переживания или субъективного отношения к чему-либо;
- апелляция - обращение к получателю (адресату), предполагающее побуждение к действию, влияние или управление поведением другого с помощью знаковых средств. В третьем аспекте слово выступает как сигнал, коммуникативный знак, способ психологического воздействия на партнера по общению.
Тезис о функциональной тройственности высказывания можно проиллюстрировать следующим примером. Фраза «Идет дождь» может быть простым указанием на соответствующее метеорологическое явление. В то же время, сказанная с некоторой интонацией, она передает актуальное переживание субъекта высказывания, например, радость, сожаление или тоску. Наконец, обращенная к рассеянному человеку, покидающему дом, она оказывается попыткой повлиять на его поведение, побуждением к конкретным действиям (взять зонт, надеть плащ).
Выделяется и другая триада функций:
- сигнификативная функция (функция означивания или обозначения),
- функция обобщения,
- функция коммуникации.
Слово выступает в качестве искусственного стимула, отсылающего к некоторому объекту, который может отсутствовать в актуальном поле восприятия, или к явлению, вообще недоступному для чувственного опыта.
Благодаря сигнификативной функции слово оказывается, и медиатором, посредником, необходимым для достижения взаимопонимания между людьми (при условии, что участники социального взаимодействия используют единую систему словесных обозначений), и эффективным средством сохранения какой-либо информации (подобно «узелку на память», словесное обозначение обеспечивает припоминание того или иного материала: объекта, события, явления).
Вместе с тем, слово обозначает не только конкретный, ситуативно данный объект, но и целую группу объектов, сходных или аналогичных по ряду существенных признаков. Выражая самое общее и существенное для определенного класса явлений, речь делает возможными, определяет и направляет процессы обобщения, лежащие в основе абстрактного понятийного мышления.
Наконец, третья, коммуникативная функция речи проявляется в плане внешнего речевого поведения и находит выражение в установлении вербальных контактов с другими людьми и передаче им какой-либо личностно или социально значимой информации. Отметим, что в процессе вербальной коммуникации субъект общения транслирует другому не только свои знания, мнения, суждения, но и отношение к тем или иным аспектам действительности, эмоциональные состояния, чувства, намеренья; любое высказывание - это не только сообщение, но и самовыражение личности.
Учитывая эти нюансы можно выделить три стороны вербальной коммуникации:
- собственно информационная сторона (информирование собеседника, передача знаний, сведений, убеждений);
- выразительная/экспрессивная сторона (передача эмоционального отношения к предмету сообщения или к его адресату, выражение общего эмоционального состояния или настроения субъекта высказывания);
- волеизъявительная сторона (выражение намеренья или замысла говорящего, нередко сопряженное со стремлением повлиять на собеседника, подчинить его своей воле).
Все три выделенные функции речи - функции сигнификации, обобщения и коммуникации - неразрывно взаимосвязаны в рамках конкретной речевой деятельности.
Добавить комментарий