Опорные слова к вопросу №34 — здесь
Речь оперирует словами или вербальными знаками (отметим, что слово не является единственным знаковым средством; примерами невербальных знаков могут служить: мимика и пантомимика, знаки дорожного движения, географические или игральные карты, произведения визуального искусства и т.д.). В практике речевого общения вербальные средства коммуникации дополняются паралингвистическими (тембр голоса, его тональность, особые приемы вокализации) и экстралингвистическими (темп речи, паузы, покашливания, смех) знаками.
В слове соединяются объективные и субъективные (личностно значимые) компоненты. Объективная сторона слова - это его значение, которое отражает соотнесенность вербального знака с определенным объектом/явлением (или классом объектов/явлений) и выступает продуктом культурно-исторического развития. В значениях слов кристаллизуется социокультурный опыт, накопленный в процессах совместной деятельности конкретным сообществом людей.
В то же время, содержание слова составляет личностный смысл, отражающий его субъективное переживание некой личностью, и то положение, которое обозначаемый объект занимает в системе деятельности и мотивационной сфере отдельного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, характеризуется разделяемостью (в пределах сообщества) и имеет культурно-историческое происхождение, то личностный смысл уникален; это содержание индивидуального сознания, «значение для себя».
В свете теории Михаила Михайловича Бахтина, единицей речи выступает не отдельное слово, как носитель фиксированного значения, но целостное высказывание, как диалогическая обращенность одного сознания к другому. Категория высказывания у Бахтина охватывает весьма широкий диапазон речевых феноменов: от междометия до многостраничного литературного произведения. Все это, по Бахтину, - лишь отголоски бесконечного диалога.
Согласно Роману Осиповичу Якобсону, любое речевое высказывание обеспечивается двумя основными операциями:
1) селекция - выбор из ряда возможных альтернатив определенных языковых единиц, наиболее точно передающих то или иное значение;
2) комбинация этих языковых единиц, их группировка, объединение и включение в некую контекстную композицию.
Нарушение какой-либо из этих двух операций препятствует как построению высказывания, так и его пониманию собеседником, что наблюдается при афатических расстройствах (афазия: от a - отрицательная приставка и греч. phasis - высказывание - расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга).
Добавить комментарий