Опорные слова к вопросу №34 — здесь
Со времен основателя семиотики, французского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913), дихотомия «язык/речь» (иногда выступающая как «код/сообщение») признается центральной и фундаментальной для целого ряда гуманитарных дисциплин.
Ролан Барт в работе «Элементы семиологии», проясняя это соотношение, отмечал, что язык есть одновременно система знаков, сложившаяся на основе множества конвенций (соглашений), социальный институт, обеспечивающий эффективность коммуникации между членами одного сообщества, и особая игра с собственными правилами, требующая специального обучения и не допускающая какой-либо произвольности со стороны игрока - говорящего субъекта.
Иными словами, язык минус речь - это своего рода «коллективный контракт», который следует принять как данность, если хочешь успешно общаться и быть понятым. В то же время, речь представляет собой индивидуальный акт, носящий комбинаторный характер, т.е. направленный на передачу сообщения посредством комбинации означающих - элементов определенного языка.
В отличие от языка как чистой структуры, речь не может быть нейтральной - она всегда предполагает говорящего, субъекта высказывания. Речь - это конкретное использование субъектом языкового кода с целью выражения собственных мыслей, либо, разделяемых группой людей, идей и представлений.
Согласно лаконичной формулировке Сергея Леонидовича Рубинштейна, речь - это язык в действии.
Социальное предназначение языка выражается в трех взаимосвязанных функциях. Язык выступает как:
- способ фиксации, сохранения и передачи (трансляции) культурно-исторического опыта;
- средство коммуникации, общения между людьми;
- орудие интеллектуальной деятельности, главная форма ее осуществления.
В философии XX века язык предстает как основной «инструмент» социального конструирования реальности:
«Язык - это дом бытия» (Мартин Хайдеггер),
«Границы моего мира - это границы моего языка» (Людвиг Витгенштейн).
В то же время в трудах Михаила Михайловича Бахтина и представителей постмодернизма (Ю. Кристева, Жака Деррида) речь трактуется как структурообразующий феномен, первичный по отношению к языку.
Язык и речь неразрывно взаимосвязаны и находятся в отношении взаимообогащающего обмена. Нет языка без речи, и нет речи за пределами языка. Язык является тем культурным достоянием, которое сохраняется и транслируется только в практике речи, в вербальном общении индивидов.
Генетически речевые феномены предшествуют языковым: овладение языком в онтогенезе происходит на фоне звучащей речи, который создается социальным окружением субъекта. В историческом и онтогенетическом плане, язык оказывается как продуктом, так и инструментом речи.
Добавить комментарий