Опорные слова к вопросу №34 — здесь
Речь - одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков - языком и имеющая коммуникативную направленность, т.е. ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми и их взаимовлияние друг на друга.
Речь является не только основным специфически человеческим средством коммуникации, но также важнейшим внутренним регулятором поведения и деятельности; иными словами, относится как к внешнему (интерперсональному), так и к внутриличностному плану психической активности. Согласно Льву Семёновичу Выготскому, слово выступает в качестве особого инструмента, с помощью которого индивид овладевает собственными психологическими операциями, подчиняет своей власти течение психических процессов и направляет их на разрешение стоящей перед ним задачи.
В речи представлены два основных компонента: внешний или чувственный и внутренний, смысловой. Речевая деятельность включает в себя процессы порождения (конструирования) и восприятия (понимания) сообщений, и может направляться на такие цели, как
- информирование,
- побуждение или убеждение собеседника,
- регуляция и контроль выполняемой деятельности,
- закрепление запоминаемого материала.
Речь изучается:
- в разделе общей психологии познавательных процессов,
- лингвистикой (= языкознанием) - наукой о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка,
- психолингвистикой (наукой о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний),
- семиотикой (семиотика: от греч. semeion - знак - признак. Это наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, главным образом, естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры),
- семантикой (от греч. semantikos - обозначающий. Один из основных разделов семиотики, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов),
- психофизиологией речи (раздел физиологии и психологии, изучающий физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию речи),
и др. науками.
В семиотике стало традиционным различение языка, как целостной системы знаков и правил их использования, и речи, как реализации этой системы в активности конкретных субъектов и в процессах коммуникации между ними.
Добавить комментарий