Опорные слова к вопросу №30 — здесь


Среди характеристик памяти выделяются:

  • скорость запоминания - количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти;
  • объем запоминания;
  • точность;
  • длительность сохранения - время, в течение которого запомнивший­ся материал хранится в памяти;
  • скорость забывания.

С процессами запоминания связаны специфические эффекты или закономерности памяти. Это эффект незавершенного действия, эффект края и эффект новизны (недавности).

Эффект незавершенного действия (эффект Блюмы Вульфовны Зейгарник) - это явле­ние, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельно­сти. Установлен Б.В. Зейгарник, проверявшей гипотезу Курта Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения за­поминаются лучше, чем завершенные. Установлено, что количество запомнившихся прерванных (незавершенных) задач примерно вдвое выше количе­ства запомнившихся завершенных.

Эффект края - явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и в конце ря­да, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен не­мецким психологом Германом Эббингаузом и подтвержден исследованиями мно­гих психологов.

Эффект новизны (недавности) заключается в увеличении вероятно­сти припоминания последних элементов расположенного в ряд материала, по сравнению со средними элементами ряда.

Анализ нарушений памяти в клинике локальных поражений мозга позво­лил установить преимущественную связь нейрофизиологических процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом - с наглядно-образными.

В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процес­сы обычно считаются субстратом двух форм памяти - памяти кратковре­менной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психоло­гическими данными.

При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационной сферы может изменяться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности на разных этапах ее становления.

Профессионализация памяти, овладение мнемотехникой, упражнения в запоминании и сохранении информации - все это отражает влияние дея­тельности на развитие памяти. Память не только природный дар, но и ре­зультат целенаправленного формирования.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.