Опорные слова к вопросу №30 — здесь
Среди характеристик памяти выделяются:
- скорость запоминания - количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти;
- объем запоминания;
- точность;
- длительность сохранения - время, в течение которого запомнившийся материал хранится в памяти;
- скорость забывания.
С процессами запоминания связаны специфические эффекты или закономерности памяти. Это эффект незавершенного действия, эффект края и эффект новизны (недавности).
Эффект незавершенного действия (эффект Блюмы Вульфовны Зейгарник) - это явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б.В. Зейгарник, проверявшей гипотезу Курта Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Установлено, что количество запомнившихся прерванных (незавершенных) задач примерно вдвое выше количества запомнившихся завершенных.
Эффект края - явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Германом Эббингаузом и подтвержден исследованиями многих психологов.
Эффект новизны (недавности) заключается в увеличении вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала, по сравнению со средними элементами ряда.
Анализ нарушений памяти в клинике локальных поражений мозга позволил установить преимущественную связь нейрофизиологических процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом - с наглядно-образными.
В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти - памяти кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.
При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационной сферы может изменяться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности на разных этапах ее становления.
Профессионализация памяти, овладение мнемотехникой, упражнения в запоминании и сохранении информации - все это отражает влияние деятельности на развитие памяти. Память не только природный дар, но и результат целенаправленного формирования.
Добавить комментарий