Опорные слова к вопросу №30 — здесь
Память обеспечивает организацию и хранение информации, благодаря чему субъект в каждой конкретной ситуации познания предстает не как tabula rasa (дословно «чистая доска»), но как носитель жизненного опыта
Вообще-то понятие «память» многозначно и применимо не только к психической деятельности. Это и способность живой системы, технического устройства или среды сохранять информацию для последующего ее извлечения; и механизм передачи наследственной информации в живых системах («генетическая память»); и материальное устройство, необходимое для хранения информации в неживых системах (память компьютера).
Память в психологии - познавательный (когнитивный) процесс, обеспечивающий воспроизведение прошлого опыта, а также одно из основных свойств психики, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Память как процесс состоит из четырёх взаимосвязанных процессов запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения, последнее включает в себя узнавание, воспоминание и припоминание.
Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память "чувств"), образная и словесно-логическая.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, необходимой предпосылкой обучения и развития личности.
Многочисленные исследования позволили установить, что память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и образы восприятия будут переживаться как впервые возникающие, что сделает невозможным ориентировку в мире и его познание. Личность, как система установок, отношений, представлений, знаний и навыков существует благодаря функционированию памяти. Разрушение следов памяти равноценно распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.
Трудности в установлении природы, структуры и специфики памяти связаны с двумя обстоятельствами.
Процессы запоминания и воспроизведения информации предполагают консолидацию целого множества психических структур и процессов, таких как внимание, мышление, эмоции, личностные установки и потребности и др.; понять общую организацию памяти в отрыве от этих образований невозможно.
Память - это многомерная и иерархическая система организации и сохранения индивидуального опыта, характеризующая человека на всех уровнях его жизнедеятельности: как индивида, субъекта деятельности, личность, индивидуальность.
Добавить комментарий