Опорные слова к вопросу №22 — здесь
Проблема строения внутреннего мира человека, его души имеет в психологии различные решения. Их анализ не входит в наши задачи. Мы исходим из положения о необходимости вычленения родовых способностей, различающихся по их роли и задачам в осуществлении специфически человеческого способа жизнедеятельности. В психологии издавна выделяли три типа психических явлений: желания (воля), чувства и разум.
Пётр Яковлевич Гальперин писал: «Если мы станем смотреть в душу сообща, то ничего не разберем; надо действия ее распределить по родам, и каждый род потом рассматривать особо. Да уж давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда - мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особою стороною души - мыслительною, желательною и чувствующею». Наше рассмотрение психологии субъектности будет опираться на данное расчленение душевной жизни человека.
В широком смысле слова три стороны душевной жизни можно рассматривать как три типа способностей субъекта или способностей души.
Внимательный анализ современных психологических исследований строения или организации внутренней жизни человека находит в них те же самые вышеназванные разряды душевной жизни, но имеющие иное обозначение.
Как правило, внутренняя жизнь человека в работах психологов представляется в виде блоков, структур или сфер. Соответственно, выделяются «потребностно-мотивационная», «эмоциональная», «познавательная» сферы личности. Дополнительно к ним будем выделять поведенческо-деятельностную (=инструментальную) сферу, - всё то, что непосредственно относится к проявлению человеком активности.
Достоинство традиционного выделения в душевной жизни трех сторон - мыслительной, желательной, чувствующей, состоит в сохранении целостности психической жизни, несводимости ее к структурно-пространственным представлениям.
Добавить комментарий