Опорные слова к вопросу №22 — здесь
Рассмотрение человека как субъекта подводит нас к изучению основополагающих проблем психологии человека.
По самой своей семантике «субъективность» - составное слово, которое можно представить как субъ+ективность. Вторая часть слова - это «активность, действие», а первая - это то, что лежит «под», или «перед», или «до» - некоторый источник, первопричина активности.
Иными словами, уже на уровне субъективности обнаруживается первичное расщепление, а, следовательно, и различение самой активности (например, живое движение), и ее источник (телесность). Это расщепление в явном виде обнаруживает себя именно на уровне субъектного бытия человека, где субъективность и ее источник не только различены, но и противопоставлены как разные реальности и где источник активности становится ее своеобразным хозяином, распорядителем, а сама активность перестает быть формальной характеристикой субъекта и наполняется предметным содержанием.
Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.
«Человек, пишет А.В. Брушлинский, - объективно выступает (и, следовательно, изучается) в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах. Важнейшее из них - быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной».
Добавить комментарий