Опорные слова к вопросу №15 — здесь
Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие.
Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.
Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание совершается:
- во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,
- во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности),
- в-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.
Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.
Самопознание является основой развития самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.
Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.
Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.
Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.
Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным.
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности.
Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.
Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.
Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.
Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности (см. соответствующий экзаменационный вопрос).
Комментарии (2)
Упрощение
Только мне кажется, что только две переменных, от которых зависит самоуважение - это некоторое упрощение?
Вот ещё на первый случай:
Самооценка: Как человек оценивает и воспринимает самого себя. Вера в свои способности, достижения и качества может оказывать влияние на самоуважение.
Уверенность: Чувство уверенности в своих способностях, знаниях и навыках может повышать самоуважение.
Социальная принадлежность: Чувство принадлежности к социальным группам и отношения с другими людьми может влиять на самоуважение.
Поддержка и одобрение близких: Поддержка, любовь и одобрение со стороны семьи, друзей и близких людей могут иметь значительное значение для самоуважения.
Мировоззрение и ценности: Соответствие личных ценностей, убеждений и мировоззрения может иметь влияние на самоуважение человека.
К слову, на эту тему беседовала не так давно с админом тг-канала @stank0s (наставник предпринимателей в Сколково с выручкой +300M), так он считает также, что в формировании самоуважения возможно стержневую роль имеет также нравственность человека. Не поспоришь.
Да, Вы правы.
Уильям Джеймс действительно очень упростил ситуацию.
Но суть самоуважения в его модели отражена. — Самоуважение определяется реальной успешностью деятельности в сравнении с ожиданиями.
А если принять во внимание множество других дополнительных параметров, то внятную модель построить, скорее всего, не получится.
Добавить комментарий