Опорные слова к вопросу №15 — здесь

Рассмотрим идущее от Иммануила Канта представление о структуре самосознания, в психологии разра­ботанное Уильямом Джемсом. Обсуждая вопрос самовосприятия и са­мосознания, Кант писал, что человеческое Я кажется двояким:

  • "Я как субъект мышления (в логике), которое означает чис­тую апперцепцию (чисто рефлектирующее Я) и о котором мы ничего больше сказать не можем, так как это совершенно про­стое представление;
  • Я как объект восприятия, стало быть, внутреннего чувства, которое содержит в себе многообразие оп­ределений, делающих возможным внутренний опыт".

У. Джемс фактически принимает точку зрения И. Канта, когда предлагает выделить две подструктуры:

  • чистое или познающее Я (I - англ.)
  • эмпирическое Я (Me - англ.),- "Моё", (или, на современном языке, примерно то же, что Я-концепция).

Под эмпирическим Я (или "Моё") У. Джемс понимает совокупность, итог всего того, что человек мог назвать своим: не только собственное тело и психические силы, но и одежду, дом, семью, предков и друзей, репутацию, творческие достижения, земельную собственность, яхту и даже счет в банке.

Это эмпирическое Я он подразделяет на три подсистемы:

  • "материальное Я": тело, одежда, собственность;
  • "социальное Я": то, чем признают данного человека окружающие; отмечается, что каждый человек имеет столько социальных Я, сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается;
  • "духовное Я": совокупность психических особенностей, склонностей и способностей.

Под чистым или познающим Я Джемс имел в виду то обстоятельство, что "человек чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, своих эмоций и осознает свою тождественность и неразрывность с тем, чем он был накануне".

Это непосредственное переживание не имеет никакого конкретного содержания, оно может иметь различные степени ощущаемости или интроспективной отражаемости.

Можно, по-видимому, утверждать, что познающее Я возникает раньше эмипирического Я, поскольку именно познающее Я создает образ самого себя, т.е. образ самости (образ личности для себя).

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.