Опорные слова к вопросу №15 — здесь
Рассмотрим идущее от Иммануила Канта представление о структуре самосознания, в психологии разработанное Уильямом Джемсом. Обсуждая вопрос самовосприятия и самосознания, Кант писал, что человеческое Я кажется двояким:
- "Я как субъект мышления (в логике), которое означает чистую апперцепцию (чисто рефлектирующее Я) и о котором мы ничего больше сказать не можем, так как это совершенно простое представление;
- Я как объект восприятия, стало быть, внутреннего чувства, которое содержит в себе многообразие определений, делающих возможным внутренний опыт".
У. Джемс фактически принимает точку зрения И. Канта, когда предлагает выделить две подструктуры:
- чистое или познающее Я (I - англ.)
- эмпирическое Я (Me - англ.),- "Моё", (или, на современном языке, примерно то же, что Я-концепция).
Под эмпирическим Я (или "Моё") У. Джемс понимает совокупность, итог всего того, что человек мог назвать своим: не только собственное тело и психические силы, но и одежду, дом, семью, предков и друзей, репутацию, творческие достижения, земельную собственность, яхту и даже счет в банке.
Это эмпирическое Я он подразделяет на три подсистемы:
- "материальное Я": тело, одежда, собственность;
- "социальное Я": то, чем признают данного человека окружающие; отмечается, что каждый человек имеет столько социальных Я, сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается;
- "духовное Я": совокупность психических особенностей, склонностей и способностей.
Под чистым или познающим Я Джемс имел в виду то обстоятельство, что "человек чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, своих эмоций и осознает свою тождественность и неразрывность с тем, чем он был накануне".
Это непосредственное переживание не имеет никакого конкретного содержания, оно может иметь различные степени ощущаемости или интроспективной отражаемости.
Можно, по-видимому, утверждать, что познающее Я возникает раньше эмипирического Я, поскольку именно познающее Я создает образ самого себя, т.е. образ самости (образ личности для себя).
Добавить комментарий