Опорные слова к вопросу №10 — здесь
Дальнейшее развитие животного мира обусловлено возникновением трубчатой нервной системы (с головным и спинным мозгом), а также дальнейшим развитием и специализацией органов чувств.
У животных с трубчатой нервной системой, особенно у млекопитающих, на первый план выступают новые, более пластичные формы поведения. Индивидуальные различия в образовании временных связей у животных одного вида становятся более выраженными, чем индивидуальные различия в проявлении инстинкта. У одних особей условные связи могут образовываться сравнительно быстро, у других медленнее. У позвоночных животных может вырабатываться несравненно больше условных связей, чем у более примитивных животных. Чем выше в эволюционном ряду стоит животное, тем более сложными могут стать выработанные условные связи и тем более пластичными они оказываются.
У рыб условные связи образуются достаточно быстро. Сигналом для образования условной связи могут быть свет, цвет, форма предмета, а также звук и вкусовые качества. Однако эти связи всё ещё мало пластичны.
У щуки, например, легко вырабатывается условный охотничий рефлекс на вид мелких рыбок. Угасить этот рефлекс оказалось очень трудно. В эксперименте, когда мелкие рыбы были отделены от щуки стеклом, хищница долгое время билась о стекло, пока не образовалась новая временная связь, которая, в свою очередь, тоже не снималась долгое время после того, как стекло было убрано. Теперь щука вовсе не реагировала на рыбешек, плававших рядом.
Таким образом, и условные связи могут относительно мало изменять поведение при изменении обстоятельств.
Следующий этап развития отражения живой материи - формирование более сложных форм пластичного индивидуального поведения, основанного на самостоятельной выработке новых критериев поведения. Для пластичного индивидуального поведения становится необходимым анализ и синтез не отдельных свойств среды (температуры, цвета, запаха), а целых предметных ситуаций.
Так, если насыпать перед курицей зерно и перед ним поставить раму, обитую сеткой, то курица начнет биться об эту сетку. Между тем птицы, стоящие на более высоком уровне развития (например, ворона, сорока или ворон), в этой же ситуации будут вести себя иначе: после первых неудачных попыток достать корм сквозь сетку, они обегут преграду и схватят пищу.
В первом случае поведение определяется инстинктивной программой действия, во втором - действие происходит в результате анализа непосредственной ситуации.
Особенно отчетливо второй тип поведения проявляется у млекопитающих, когда животное начинает воспринимать и анализировать целые ситуации, приспосабливаться к меняющимся условиям, регулируя свое поведение. У высших животных рядом с инстинктивными формами поведения сосуществуют индивидуально изменчивые формы поведения - навыки и интеллектуальные действия.
Под навыком понимают такие действия животных, в основе которых лежат условные рефлексы и которые функционируют автоматически. Навыки, как и инстинкты, есть и на более низких ступенях развития, однако, явно выраженные навыки наблюдаются лишь у животных, имеющих кору головного мозга.
Двигательные элементы, входящие в состав навыков животных, могут состоять из движений как врожденных, воспроизводящих видовой опыт, так и закрепленных в процессе повторения случайных двигательных проб. Примером первого рода движений может служить следующий факт.
Дрессировщик легко выучивает зайца бить по барабану. Это движение видовое: все зайцы в определенное время года «барабанят» в лесу по пенькам, стволам упавших деревьев и т. п.
Примером второго рода движений могут служить двигательные реакции, которые можно наблюдать у цепной собаки. Опыт проводился следующим образом. Перед собакой клали кусочек мяса, до которого она заведомо не могла дотянуться. Мясо было привязано к веревке, конец которой собака могла достать лапой. После ряда неудачных роющих движений, возникших в результате возбуждения животного, собака случайно подтянула веревку и таким образом овладела мясом. Это движение закрепилось, и впредь собака всякий раз уверенно подтягивала веревку с пищей.
Однажды веревка была положена на недосягаемое для передних лап собаки расстояние. После нескольких неудачных проб передними лапами собака изменила поведение, она повернулась к мясу задом, а затем ей удалось притянуть к себе мясо задней ногой.
Этот факт подтверждает положение о том, что усвоенные животным навыки могут переноситься в измененную ситуацию. Собака из эксперимента отреагировала на новое обстоятельство переносом навыка с передней лапы на заднюю, которой в этой ситуации было можно дотянуться до веревки с мясом.
Таким образом, навыки могут существенно отличаться друг от друга: в одном случае по своему автоматизму они приближаются к инстинктам, в другом они приближаются к интеллектуальным проявлениям.
Основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами.
Пример интеллектуального поведения дает следующий опыт.
Прибор, на котором проводился опыт, состоял из двух полых трубок. На глазах у вороны в одну полую трубку вводилась на веревочке приманка - кусок мяса. Птица видела, как приманка входила в трубку, появлялась в просвете между трубками и снова скрывалась во второй трубке. Ворона тут же бежала к концу второй трубки и дожидалась появления приманки. (Так же поступали и другие хищные птицы, кошки, собаки.)
Данный пример показывает, что высшие животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат развития данной ситуации, т. е. учесть, где появится данный предмет, если он движется. Это поведение уже является разумным, интеллектуальным.
Добавить комментарий