Опорные слова к вопросу №8 — здесь
Оказывается, полушария мозга выполняют разные функции. Одно выполняет ведущую (доминантную) функцию, другое - подчиненную. От того, какое именно полушарие является главным, зависит, какой рукой человек лучше действует - правой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой - «правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто лучше действует левой, «левшей», - правое. Известно, что «правшей» значительно больше, чем «левшей».
Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления и т.п. Его называют «рациональным», т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и постепенно, как бы разбирая его на части, а затем объединяя.
Правое полушарие - «образное», эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию - множественную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творчестве, причем не только художественном, но и научном.
Таблица: Характер обработки информации разными полушариями
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Вербальный = словесный |
Невербальный, зрительно- пространственный |
Последовательный, временной |
Одновременный, пространственный |
Дискретный |
Непрерывный |
Рациональный |
Интуитивный |
Западный техницизм |
Восточный мистицизм |
Многие ученые считают также, что вклад каждого полушария в психическую деятельность различен в разные периоды жизни человека. Так, есть данные о том, что правое полушарие созревает быстрее левого и поэтому в дошкольном возрасте правое полушарие вносит бóльший вклад в психическую деятельность, чем в более взрослые периоды. Отсюда образный характер познания и восприятия мира дошкольниками, их бурная фантазия.
Эти данные послужили основой создания новых учебных программ для начальной школы, ориентированных не столько на развитие речевого и логического мышления (как это преимущественно происходит в настоящее время), сколько на чувственное, целостное, т.е. «правополушарное» познание мира.
Но в этой проблеме еще очень многое остается неясным. Существует много данных об очень сложных взаимодействиях в развитии отдельных зон, находящихся в разных полушариях.
Кроме того, отмечается, что функции полушарий хорошо изучены только у «правшей», в то время как у «левшей» ситуация несколько иная. Например, речевые процессы у них представлены в обоих полушариях. Этот вопрос имеет не только научный, но и практический интерес. Долгое время «левшество» рассматривалось как вредная привычка или болезнь. Детей, которые пытались писать или делать что-либо левой рукой, наказывали, высмеивали, привязывали левую руку к туловищу так, чтобы они не могли ею действовать, и т.п. Неудивительно, что такое «воспитание», такое «переучивание» нередко заканчивалось срывами, неврозами.
Потребовалось несколько столетий, чтобы люди поняли, что «левшество» - такое же свойство человека, как, например, темперамент или пол. Было установлено, что многие гениальные люди были «левшами». Например, великий художник и ученый Леонардо да Винчи, знаменитый математик, автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл. Вспомним и подковавшего блоху мастера Левшу, - героя произведения Николая Семеновича Лескова. Это не значит, конечно, что «левши» обязательно умнее, талантливее «правшей». Но эти факты убеждают, что «левшество» не мешает человеку развиваться, достигать самых больших высот.
В настоящее время и психологи, и физиологи, и врачи единодушны в том, что леворуких детей не надо переучивать. Кстати, многие из них сами научаются почти одинаково хорошо действовать обеими руками. Однако в школе такие дети требуют особого внимания педагога. При появлении каких-то особых трудностей учителю следует обратиться к школьному психологу.
Добавить комментарий