Вы здесь

Вместо заключения. Критерий успешности духовного развития, основанно­го на науке

 

Субъективное восприятие собственного сознания  в ходе духовного развития меняется: появляются особые состояния сознания, возможны какие-то эмоционально окрашенные переживания, или могут появиться необычные, сверхъестественные способности, наконец, может показаться, что происходит очень быстрый духовный рост.

В описании подобных явлений не избежать чрезмерной субъективности, да и нет смысла описывать их подробно, потому что они, в лучшем случае, не что иное, как побочные эффекты, а в худшем  — признаки, указывающие на ошибки в деле духовного развития.

А раз так, то все эти явления не могут служить в качестве критериев успешности духовного развития.

Ниже приводятся соображения, позволяющие сформулировать критерий успешности духовного развития, основанный на науке.

Как известно, хаос в веществе и в психике принципиально неуничтожим. — Хаос в веществе обусловлен тепловым движением атомов и молекул, а также их т. н. нулевыми колебаниями. Хаос в психике порождён телесной природой человека, в том числе неотъемлемыми свойствами его нервной системы.

Степень хаоса в веществе, т. е. температуру, физики измерять умеют.

А вот «термометр», т. е. тест или прибор, который позволял бы объективно измерить уровень духовности конкретного человека, в настоящее время отсутствует. Создание методов объективной оценки уровня духовности  — дело далёкого будущего.

Остаётся одно: оценивать свою собственную духовность субъективно. При этом для практики важно не столько оценивать уровень духовности как таковой, сколько подмечать признаки, свидетельствующие о правильности выбора путей духовного развития.

Мой опыт применения Д-Р психотехники и других природосообразных психотехник, полностью согласующийся  с научно обоснованными соображениями, представленными в настоящем тексте, показывает, что такими признаками являются постепенно укрепляющаяся привычка к постоянному рефлексированию, при этом уровень хаоса очень медленно, но верно понижается, что воспринимается в качестве своеобразной тишины и бесстрастности сознания.

При этом главным и самым желанным результатом применения нерелигиозных духовно развивающих психотехник являются эпизоды незначительной и потому безопасной дезорганизации сознания-деятельности, в ходе которых обнаруживаются изъяны сознания-деятельности, благодаря чему становится возможным их исправление.

Теперь уместно вспомнить о христианском критерии успешности духовного развития.

Согласно святоотеческому духовному опыту, критерий, указывающий путь христианина к спасению, — усиление ощущения греховности и человеческого несовершенства.

Например, перед смертью Сисой Великий умолял ангелов, пришедших за его душой, дать время на покаяние. Когда отцы спросили: «Тебе ли каяться, отче?!», он ответил: «Поистине я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего».

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле …»

Отсюда понятно, что христианский критерий успешности духовного развития и критерий, основанный на науке,  по сути, совпадают.

Итак, критерием успешности духовного развития, основанного на науке, является обнаружение несовершенства сознания-деятельности, иначе говоря, обнаружение собственного человеческого несовершенства, чтобы затем исправить обнаруженные недостатки.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.