С чего начать?
Лучше всего начинать с саногенного мышления, автором которого является доктор психологических наук Юрий Михайлович Орлов (1928 — 2000).
Саногенное мышление основано на советской научной психологии, а точнее, на психологии деятельности. Саногенное мышление пригодно для самостоятельного применения; оно подробно излагается в книге: Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.
В этой книге, написанной простым и понятным языком, популярно излагаются сведения о психологии личности, социальной психологии, характерологии, психологии эмоций и чувств (обиды, вины, стыда, зависти, гордости, любви и др.), необходимые для усвоения принципов саморегуляции и управления собственным поведением.
Главный результат, получаемый в результате применения саногенного мышления — первоначальные навыки рефлексирования. Они вырабатываются не вдруг, не сразу, а постепенно; кому-то для этого потребуется год, а кому-то и больше, так что, осваивая саногенное мышление, торопиться не следует.
Саногенное мышление особенно рекомендуется атеистам, и вообще, неверующим людям, а также тем, кто по роду своей деятельности далек от психологии, философии и прочих гуманитарных наук, поскольку нередко эти люди не имеют систематической практики рефлексирования.
В несколько более выгодном положении находятся верующие люди: у них навыки рефлексирования формируются в процессе обыденной религиозной практики. Но и им тоже очень полезно ознакомиться с саногенным мышлением, поскольку кроме привычки рефлексирования саногенное мышление способствует углублённому пониманию себя и других людей, а также улучшению межличностных отношений.
О выборе тех или иных духовных психотехник
Все психотехники делятся на группы по трём основаниям: угнетающие/стимулирующие, природосообразные/неприродосообразные и религиозные/нерелигиозные.
Угнетающие психотехники перестраивают психику медленно и постепенно.
Стимулирующие действуют быстрее, но последствия их применения могут быть непредсказуемыми, в частности, возможны периоды серьёзной дезорганизации сознания-деятельности.
Образно говоря, угнетающие психотехники похожи на лечебную физкультуру, а стимулирующие на хирургию. — Каждый выбирает то, что ему по вкусу.
Природосообразные психотехники в подавляющем своём большинстве являются угнетающими. Они совершенно безопасны, поскольку их действенность обусловлена свойствами человеческой психики и совсем не зависит от произвола человека. Природосообразные психотехники действуют сравнительно медленно. Если это и недостаток, то несущественный, легко компенсируемый старанием и усердием.
Неприродосообразных психотехник бесчисленное множество. Некоторые из них являются различными видами медитаций, другие в своей основе имеют визуализацию, все стимулирующие психотехники тоже являются неприродосообразными.
Известно, что импульсы от напряжённых скелетных мышц вносят решающий вклад в хаотическую активность, поэтому особый интерес в смысле угнетения хаотической активности представляют неприродосообразные психотерапевтические техники, способствующие мышечной релаксации, такие как аутогенная тренировка, мышечная релаксация Джекобсону и т. п.
В настоящее время проблема выбора с научных позиций той или иной неприродосообразной психотехники не решена. Следовательно, придётся или самостоятельно выбирать наугад, или довериться более опытному человеку, наставнику, гуру. — Недаром живой религиозный опыт передаётся от человека к человеку, из уст в уста.
Понятно, что доверять наставникам можно лишь с известной осторожностью, тем более, что в настоящее время нет научно обоснованных способов оценки степени духовности человека. Поэтому, выбирая наставника, можно легко ошибиться.
Кроме того, наставник, как и все люди, обладает своими собственными стремлениями и интересами, поэтому не исключено, что он лишь сделает вид, что помогает в деле духовного развития, а на самом деле будет манипулировать адептами, преследуя какие-то свои, скрытые цели.
Психотехники, обеспечивающие духовное развитие, а также учителей духовности, «выбирай, но осторожно», и с полной ответственностью!
Внепсихическая стимуляция духовного развития
В человеке тело и психика нераздельны, поэтому изменяя стиль жизни, собственную жизненную позицию, а также физически совершенствуясь, человек может влиять на состояние своей психики и, в частности, способствовать духовному развитию.
Существует множество практик внепсихической стимуляции духовного развития.
Строгое научное обоснование для подавляющего большинства таких практик отсутствует, тем не менее, многие из них проверены многовековым опытом и широко представлены в литературе, поэтому далее ограничимся лишь их перечислением.
А именно, можно:
1. кардинально перестроить всю свою жизнь, взяв за образец, например, монашество или, вообще, стать отшельником,
2. изменить пищевое поведение, т. е. можно поститься, ограничить потребление пищи и/или исключить какую-либо пищу из рациона, применять всевозможные диеты,
3. заняться оздоровлением организма не только медицинскими средствами, но и вообще всеми доступными способами, а именно: можно практиковать различные виды физкультуры, а также оздоровительные системы, такие как йога, у-шу и т. п.,
4. практиковать дыхательные упражнения,
5. заниматься специфическими сексуальными практиками в стиле тантризма или даосизма,
6. оптимизировать биомеханику своего тела, вследствие чего понизится тонус скелетной мускулатуры, что, как известно угнетает хаотическую активность. Более подробно об этом см. Дмитриевский А. А. Практика и теория биомеханической гомеопатии. Однако, следует отметить, что к настоящему времени способы биомеханической оптимизации организма человека до сих пор не подвергались независимой проверке.
Наконец, ограничение потребления пищи, всевозможные диеты, различные виды физических и дыхательных упражнений полезны не всем людям. Кому-то они могут навредить, что особенно вероятно при неточном, искажённом применении соответствующих практик. Поэтому желательно обращаться за помощью к опытному наставнику.
И наставников, и способы внепсихической стимуляции духовного развития «выбирай, но осторожно».
Добавить комментарий