Проблемный катарсис в стимулирующих психотехниках
Динамическую границу между хаотической активностью и сознанием-деятельностью, можно сдвинуть в желаемом направлении двумя способами: угнетая хаотическую активность или стимулируя сознание-деятельность.
Естественное стимулирование сознания-деятельности происходит в процессе постановки и решения проблем, что, как правило, требует немалых усилий, и тогда в психике неизбежно нарастает эмоциональное напряжение.
При решении сравнительно простых проблем эмоциональное напряжение активизирует деятельность, направленную на их решение. Затем довольно быстро получается желаемый результат, после чего происходит разрядка напряжения, что субъективно воспринимается как успех, удовлетворённость результатом.
При решении очень сложных или неразрешимых проблем эмоциональное напряжение всё нарастает и нарастает, деятельность стимулируется, но желанного результата как не было, так и нет. Понятно, что до бесконечности напряжение нарастать не может, когда-то наступит предел, после чего, благодаря действию защитных механизмов, присущих психике, произойдёт молниеносная эмоциональная разрядка, сопровождающаяся мощным высвобождением психической энергии, буквально сносящим одни части психики и преобразующим другие её части.
Такое явление известно в психологии как катарсис.
Катарсис, возникающий при решении очень сложных или неразрешимых проблем, будем называть проблемным катарсисом.
Человек, испытывающий проблемный катарсис, открывает для себя новое измерение реальности, ощущая при этом целую гамму переживаний, сопровождающуюся осознанием полноты существования, единства всех вещей, пониманием абсолютной истины и т. п. Религиозные деятели такие переживания определяют как сокровенный мистический опыт, а поэты как экстаз.
Считается, что катарсис — полезное для психики переживание. Известно, например, такое его определение: «Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — процесс острого или длящегося негативного переживания, в своей верхней точке превращающийся в позитивное переживание».
Возможно, это так.
Несомненно, что неудачные попытки решить проблему нагнетают негативные напряжения, разрядка которых облегчает психологический дискомфорт. Но нужно понимать, что проблемный катарсис — процесс мощный и неуправляемый, вроде пожара или лавины, а люди разные, и не исключено, что кому-то катарсис может сильно навредить, даже если многим он оказался полезным.
Три этапа в применении стимулирующих психотехник
Необходимым условием для возникновения проблемного катарсиса является нарастающее эмоциональное напряжение, которое обеспечивается специфической деятельностью; иначе говоря, не любая деятельность для этого подходит.
Проблемный катарсис не может быть вызван более или менее успешной исполнительской деятельностью, регулируемой бытийным сознанием, поскольку она, в основном, беспроблемна, а также угнетающим наблюдением за деятельностью (режим 3н Д-Р психотехники), поскольку наблюдение является естественной активностью человека, не сопровождающейся заметным напряжением. И вообще, все природосообразные психотехники не способны вызывать проблемный катарсис.
Наоборот, любая достаточно продолжительная деятельность, заключающаяся в постановке и решении проблемы, способна вызвать катарсис и, следовательно, может быть положена в основу стимулирующей психотехники.
Интересно, что вначале проблемная деятельность угнетает хаотическую активность, т. е. вначале стимулирующая психотехника действует наподобие угнетающей. Проиллюстрируем это утверждение на примере сложной интеллектуальной деятельности, выполняемой на пределе возможностей.
Интеллектуальная деятельность является деятельностью высшего уровня. Она управляется рефлексивным сознанием, поэтому вначале способствует духовному развитию, конкурируя с проявлениями хаоса.
Затем возможны два исхода.
Решение проблемы может быть найдено до спонтанной разрядки напряжения, тогда возникает переживание озарения, инсайта, сопровождаемое ощущениями радости, удовлетворения и успеха. Инсайт не приводит к существенной перестройке психики, поскольку степень эмоционального напряжения для этого, как правило, недостаточна.
Если решение проблемы найти не удаётся, а эмоциональное напряжение всё нарастает и нарастает, то со временем неизбежно наступит проблемный катарсис.
Следует подчеркнуть, что стимуляция человеческого в человеке через попытки решения неразрешимых или очень трудно решаемых проблем с последующим переживанием катарсиса в конечном итоге превращается в свою противоположность, — в обрушение, угнетение человеческого в человеке. Аналогия: поднимая неподъёмный груз, можно надорваться.
Проблемный катарсис буквально сносит какую-то часть психики, при этом одномоментно и существенно перестраивает оставшуюся часть психики.
Сразу после катарсиса психика функционирует по-новому, следовательно, неизбежен период временной дезорганизации сознания-деятельности. Это терпимо, если сидеть в пещере и медитировать, но в обыденной жизни могут возникнуть проблемы.
Например, я не случайно совершил две глупейшие грубые ошибки, это последствия катарсиса, который произошёл во сне и потому остался незамеченным. В то время я был аспирантом. Катарсис возник из-за необходимости заниматься интеллектуальной работой на пределе возможностей. — Как хорошо, что я тогда был всего лишь аспирантом-астрономом и ассистентом по физике, а не хирургом или авиадиспетчером!
Из всего выше сказанного следует, что в применении стимулирующих психотехник естественным образом выделяются три этапа.
1. Угнетающий этап, когда целенаправленная деятельность по решению проблемы угнетает проявления хаотической активности.
2. Катарсический этап, когда, собственно, и происходит проблемный катарсис.
3. Этап дезорганизации деятельности и перестройки психики.
Таким образом, стимулирующая психотехника, если её правильно применять, оказывается и стимулирующей, и угнетающей, и даже дезорганизующей в «одном флаконе».
Интересно, что у аффекта тоже есть три фазы. И вообще, аффект и проблемный катарсис почти одно то же, различие лишь во временных масштабах и в глубине воздействия на психику.
Коаны и умная молитва
Далеко не каждый человек будет заниматься сложной интеллектуальной деятельностью на пределе своих возможностей, испытывая нарастающее эмоциональное напряжение, а затем проблемный катарсис.
Но подавляющему большинству людей это и не нужно. Основоположники духовных практик буддизма и христианства опытным путём нашли простейшие стимулирующие психотехники, доступные каждому человеку.
Коаны.
Коáн — короткое повествование, диалог или вопрос, в основе которого лежит нечто нелогичное и парадоксальное: перед человеком ставится проблема, которую невозможно решить рационально.
Пример коана.
Учитель Хосин, умирая, сказал: «Я пришел из великолепия. И возвращаюсь в великолепие. Что это?»
Любые попытки рационального ответа на вопрос «Что это?» отвергаются как неправильные, и в конечном итоге возникает проблемный катарсис.
Коаны практикуются в одном из направлений буддизма, называемом дзэн-буддизмом.
Умная (Иисусова) молитва.
Её текст:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Есть различные сокращённые формы Иисусовой молитвы, вплоть до двух слов: «Господи, помилуй».
Казалось бы, чтение столь простой молитвы — дело нехитрое и совершенно бесконфликтное. Тогда возникает вопрос: откуда берётся психическое напряжение, порождающее проблемный катарсис?
— Да, правильно, прочитать умную молитву два, три раза с полным вниманием и переживанием её смысла совсем не сложно, поэтому нет ни конфликта, ни психического напряжения.
Но при многократном и, главное, сосредоточенном повторении умной молитвы постепенно происходит её генерализация, т. е. молитва распространяется на всю психику, поэтому она угнетает не только хаотическую активность, но и ту часть сознания человека, которая никакого отношения к умной молитве не имеет. В связи с этим в сознании возникает неразрешимый внутренний конфликт, нарастает эмоциональное напряжение, которое разрешается катарсисом.
Итак, суть конфликта — конкуренция между областью сознания, имеющей непосредственное отношение к умной молитве, и остальной частью сознания.
Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) в книге «О молитве Иисусовой и божественной благодати», Красногорск, 2000 г., писал:
«… святые отцы, наставники и делатели истинного покаяния избрали себе главным оружием немногословную молитву Иисусову, полученную от Духа Святого, отдавая ей преимущество перед всеми иными. Все, существующие в Православной Церкви молитвы, действенны и спасительны, но молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», содержащая в себе имя Господа Христа и мольбу кающегося грешника, всегда привлекала к себе умы спасающихся …
… Такое простое, казалось бы, дело, как чтение короткой молитвы, в действительности является не столь уж простым. Молитва имеет разные виды, или степени, которые именуются словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной, умно-сердечной самодвижной, умно-сердечной чистой, зрительной. На каждой степени нужны разъяснения опытного лица.
Велика нужда в опытном, знающем наставнике, в учителе-старце, прошедшем не только начальные степени молитвы, но и молитву зрительную, который мог бы свободно и неуязвимо провести ученика через все искушения».
В чём опасность применения умной молитвы, особенно если она применяется без должного руководства?
— В торопливости, в стремлении, присущем большинству людей, получить результат как можно скорее и любой ценой. И это при том, что для достижения высшего, зрительного уровня молитвы потребуются многие годы, потому что переход с текущего уровня на следующий, более высокий, должен происходить сам собой, естественно, спонтанно. Стремление как можно быстрее достичь высших уровней порочно.
Умная молитва является типичной стимулирующей психотехникой, поэтому нельзя пренебрегать её угнетающими этапами. Условия для каждого катарсиса, сопровождающего переход на более высокие уровни, должны созревать на этапах угнетения медленно и постепенно, иначе получится не умная молитва, а её уродливое подобие.
Именно на угнетающей стадии угнетается хаотическая активность и зреет внутренний конфликт, порождающий психическое напряжение, а затем и катарсис.
Наконец, умная молитва и управляемая доминанта имеют много общего, а именно: многократно воспроизводятся короткие тексты с целью достижения высокой степени автоматизма.
Но умная молитва интериоризуется, т. е. внедряется в психику, очень глубоко. Процесс интериоризации предполагает шесть последовательно усложняющихся степеней, причём суть высших степеней вообще недоступна обычному, неподготовленному уму. Поэтому «велика нужда в опытном, знающем наставнике, в учителе-старце».
Наоборот, управляемая доминанта, предлагаемая как угнетающая психотехника, интериоризуется неглубоко и ровно настолько, чтобы эффективно конкурировать с последствиями хаоса. Поэтому управляемую доминанту можно применять самостоятельно, наставник не требуется.
Добавить комментарий