Представьте себе, что младенец плачет. — Это с нашей точки зрения он плачет. А с его точки зрения плачет кто угодно, только не он. Точнее, у младенца нет своей точки зрения, потому что он ещё не субъект. Человек при нормальном развитии становится субъектом в возрасте примерно трёх лет после кризиса «Я сам».
Субъектность, т. е. свойство быть субъектом, формируется в диаде мать-дитя. Следовательно, это продукт, порождённый внешним, непсихическим миром, а значит, субъектность во многом определяется законами внешнего мира.
В то же время субъектность принадлежит внутреннему, психическому миру, где царят совсем другие законы, отличные от законов внешнего мира.
Налицо противоречие: субъектность — внутренняя подструктура психики, поэтому должна подчиняться законам внутреннего, психического мира, но она возникла и функционирует в согласии с законами внешнего мира.
По мере взросления человека противоречие, как правило, только усиливается: воспитание и обучение направлено в лучшем случае на формирование личности человека, т. е. на то, чтобы человек вписался в социум, а что в душе у него творится, не суть важно.
Разрешение противоречия возможно лишь при условии духовного развития, направленного на согласование субъектности с законами не только внешнего, но и внутреннего, психического мира.
Аналогия.
Сначала человек был в раю. После того, как было надкушено «яблоко познания» (в диаде мать-дитя), человек осознал себя субъектом, узнал свою наготу и спрятался от Бога. За это он оказался изгнанным из рая и вынужден в поте лица своего трудиться во все дни жизни его на земле. И только упорный духовный труд даёт человеку надежду на возвращение в рай. — Иначе никак.
Вот почему многие люди ощущают настоятельную потребность в духовном развитии.
Добавить комментарий