Вы здесь

2.2. О рефлексировании в общепсихологическом смысле

 

Что значит рефлексировать?

 

Согласно принципу единства сознания и деятельности рефлексивное сознание составляет единство с деятельностью, которая называется рефлексированием.

Многие люди думают, что рефлексирование — это то, что в житейской психологии называют самокопанием. На самом деле рефлексирование никакого отношения к самокопанию не имеет.

Рефлексировать (в общепсихологическом смысле) на языке психологов означает наблюдать за своим сознанием, отражая в сознании, т.  е. непосредственно воспринимая, любое его содержимое. — Именно так проявляется рефлексия.

Содержание психики, не относящееся к сознанию, рефлексировать, т. е. непосредственно воспринимать, отражать в сознании не получится. Но, применяя специальные приёмы, иногда удаётся перевести неосознаваемые элементы психики из бессознательного в сознание, и тогда они тоже становятся доступными для рефлексирования.

Любое содержимое сознания доступно рефлексированию, а именно:

— особенности физиологических состояний (человек осознаёт, что чувствует боль, голод, удовольствие и т. п.),

— эмоции (человек не только их переживает, но и отдаёт себе отчёт в том, что их переживает),

— потребности, мотивы и, особенно, борьбу мотивов (человек отдаёт себе в этом отчёт),

— всевозможные психические процессы; например, человек осознаёт, что стремится припомнить какое-то слово, или направляет внимание на какой-то объект и т. п. (человек отдаёт себе в этом отчёт),

— затруднения, возникающие в процессе привычной деятельности (человек отдаёт себе в этом отчёт),

— нарушение привычного хода психических процессов (человек отдаёт себе в этом отчёт).

И многое, многое другое…

 Василий Осипович Ключевский утверждал:

«Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Говоря о рефлексировании, мы полагаем, что речь идёт именно о человеке, потому что только человек, в отличие от животных, способен осознавать содержание своего собственного сознания.

А что могут животные?

Они могут воспринимать окружающий мир, свои свойства и особенности; в соответствии с этим они регулируют свою жизнедеятельность, чтобы она была как можно более успешной. Животные могут бегать, прыгать, летать, чувствовать, но они, в отличие от человека, не понимают, что они бегают, прыгают, летают, чувствуют. Они могут есть, но они не понимают, что едят; могут проявлять чудеса сноровки и смекалки, но не понимают, что они сноровисты и умны.

Пример.

Человек ходит автоматически. Он может осознать, что идёт. Если человек захочет, он может изменить свой стиль ходьбы. В частности, человек, если захочет, будет волочить правую ногу, несмотря на то, что нога у него в полном порядке.

А животные так не могут. Они функционируют автоматически. Несомненно, поведенческие навыки животных меняются в зависимости от ситуации, потому что животные достаточно умны, чтобы приспособиться к изменениям жизненных обстоятельств. Тем не менее, собака будет волочить ногу только тогда, когда к этому есть объективные предпосылки.

Итак, животные функционируют автоматически, поглощённые потоком жизнедеятельности. И только рефлексирующий человек способен высвободить себя из потока жизнедеятельности, преодолев проклятье привычного функционирования — бесконечную круговерть низкоуровневой деятельности.

 

Позиции рефлексирования

 

Рефлексирование, трактуемое в общепсихологическом смысле, может выполняться с двух позиций.

Первую позицию можно условно назвать Я-рефлексированием. Это значит, что рефлексирующий субъект именно я, и никто другой.

Вторую позицию можно условно назвать не-Я-рефлексированием.

Но если не я, то кто может проникнуть в моё сознание, знать все тонкости моего сознательного бытия?  «Все мысли и дела он знает наперёд …»?

Это только Бог, и не просто Бог, но, что важно, Бог, обладающий свойством личности. Не каждый Бог обладает свойством личности. Например, Брахман безличный, индифферентный абсолют, «душа мира» не является личностью. Наоборот, Иисус Христос является не только Богом, но и личностью.

Не будем сейчас рассматривать вопрос о существовании Бога с онтологических позиций. Несомненно, что для верующего человека Бог — психологическая реальность. Иначе говоря, Бог есть в душе каждого верующего человека.

А раз так, то человек, верующий в Бога-личность, рефлексируя, думает о том, как Бог относится к его мыслям, чувствам, стремлениям, переживаниям.  Греховно ли то, что он делает, думает, или, наоборот, добродетельно и угодно Богу.

Психологический результат рефлексирования, конечно же, зависит и от позиции, и от особенностей вероучения, но, по-видимому, не очень сильно.

Главный результат рефлексирования состоит в том, что рефлексирующий человек активно работает со своим сознанием и, вообще, со всей своей психикой. В результате функционирование человека становится более эффективным. Поэтому верующему человеку не столько Бог помогает, сколько человек помогает сам себе.

Следует отметить, что рефлексия в социальной психологии трактуется совсем иначе, чем в общей психологии. А именно, социально-психологическая рефлексия выступает в форме осознания человеком того, как он воспринимается и оценивается другими людьми или группами людей. При такой трактовке рефлексии, очевидно, возможно бесконечное число позиций рефлексирования.

 

Самонаблюдение и самовоспитание

 

Наблюдая за внешним миром, можно обнаружить много интересного. Точно также много интересного можно обнаружить, наблюдая за своим внутренним миром, т. е. рефлексируя.

Примеры.

  — Человек, который шёл впереди, поскользнулся, упал. Сразу же возникло странное, амбивалентное чувство. С одной стороны, остро ощущается сожаление, сопереживание, желание помочь. А с другой, какая-то дикая, буквально идиотская радость: «Хорошо, что не я!»? Это потому, что «своя рубашка ближе к телу»?

  — Никак не запоминается фамилия, имя и отчество нового сослуживца. Почему? Может быть, потому, что он чем-то не понравился, и с ним не сложились добрые отношения?

  — Человек, совершивший неприглядный поступок, стыдится. О чём это говорит? Стыд, как всем известно, неприятное чувство. Испытывая стыд, человек сам себя неосознанно наказывает. На бессознательном уровне он думает о себе: «Я хороший человек, совсем не такой, чтобы совершать столь неприглядные поступки, но, увы, не удержался, и совершил …»

Эти примеры показывают, что рефлексирование может применяться для самопознания. Рефлексируя, можно делать заключения не только о процессах, происходящих на сознательном уровне, но даже кое-что узнать о содержании бессознательного. 

Более того, рефлексирование открывает путь к самовоспитанию, а именно, психика человека после того, как он сделает соответствующие выводы, изменится.

Например, в случае с сослуживцем человек может попытаться как-то исправить ситуацию, наполнив общение с сослуживцем позитивным содержанием. Кроме того, в порядке самовоспитания можно принять решение о том, что в дальнейшем следует относиться к людям доброжелательнее.

В случае со стыдом человек или покается и примет решение больше никогда не свершать подобных поступков, или, наоборот, сочтёт, что поступок вполне приемлемый, а не постыдный, следовательно, и стыдиться нечего.

Для людей, интересующихся проблемой самовоспитания, особый  интерес представляет саногенное мышление, разработанное доктором психологических наук Юрием Михайловичем Орловым (1928 — 2000).

Саногенное мышление  хорошо тем, что, применяя его, нужно просто размышлять, пользуясь обычной житейской логикой.

Подробное описание саногенного мышления приводится в книге «Восхождение к индивидуальности»1

В этой книге, написанной простым и понятным языком, популярно излагаются сведения о психологии личности, социальной психологии, характерологии, психологии эмоций и чувств (обиды, вины, стыда, зависти, гордости, любви и др.), необходимые для усвоения принципов саморегуляции и управления собственным поведением.

Книга рекомендуется всем, кто начинает работать над собой, самосовершенствоваться и развиваться с опорой на свои собственные силы. Но в дальнейшем нужно будет перейти от саногенного мышления к более продвинутым способам духовного развития.

Наконец, в общей психологии есть ещё одно толкование понятия «самонаблюдение».

Самонаблюдение — метод психологического исследования,  заключающийся в планировании и выполнении наблюдений за внутренним содержанием своей психической жизни, завершающийся последующей фиксацией переживаний, мыслей, чувств и т. п. Затем полученные данные подвергаются научному истолкованию.

Из-за неизбежного субъективизма применение метода самонаблюдения довольно ограничено, поэтому при исследовании человеческой психики самонаблюдение является всего лишь вспомогательным инструментом.

  • 1. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.