Причины прерывания деятельности
Деятельность, однажды начавшись, закономерно развивается до тех пор, пока не будет удовлетворена породившая её потребность, после чего деятельность естественным образом завершается. Но бывает так, что в силу самых разных причин деятельность прерывается ещё до удовлетворения потребности.
Прерывание деятельности всегда означает её остановку и замещение её другой деятельностью. Понятно, что деятельность, обладающая достаточной энергией, после остановки может восстановиться сама собой, спонтанно. Но это будет уже слегка другая деятельность: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды».
Примеры.
Допустим, поздним вечером кто-то сидит у себя дома на диване и читает очень интересную книгу при искусственном освещении.Вдруг электричество отключилось, стало темно. Поневоле придётся остановить чтение. — Продолжение деятельности оказалось невозможным из-за изменения условий деятельности.
Или вдруг за окном послышались какие-то странные, необычные звуки. Конечно же, возникнет желание подбежать к окну, посмотреть, что там происходит. Деятельность остановится. Так проявляется ориентировочный рефлекс — специфическая реакция организма на новую и необычную ситуацию.
Или некто читает интересную книгу, но при этом помнит, что необходимо срочно сделать какую-то неинтересную, и даже неприятную работу. Он несколько раз пытался прервать чтение книги, но потом думал: «Ещё немножко почитаю, ещё чуть-чуть». Но, в конце концов, произвольно, усилием воли, человек всё же прерывает деятельность, в данном случае чтение книги, ради необходимой работы.
Или в этой же ситуации можно поступить иначе, а именно, можно сформировать установку на прерывание деятельности, приняв, а затем выполнив, например, такое решение: «Как только дочитаю до конца третьей главы, так сразу прекращаю чтение».
Отсюда следует, что причины прерывания деятельности могут быть самые разные, а именно:
— изменение условий деятельности,
— произвольное, волевое прерывание,
— ориентировочный рефлекс,
— установка.
Возможны другие причины прерывания деятельности, в частности, деятельность может быть прервана в процессе угнетающего наблюдения и с помощью управляемой доминанты.
Угнетающий эффект прерывания деятельности
Прерывание деятельности небезразлично для психики. Об этом свидетельствует известный эффект незавершённого действия (эффект Блюмы Вульфовны Зейгарник), состоящий в том, что прерванные, незавершённые задачи сохраняются в памяти лучше, чем завершённые.
Причин прерывания может быть много, но из обыденного опыта известно, что, какие бы они ни были, прерывание деятельности истощает её энергетические ресурсы.
Бывает так: зашёл в комнату, чтобы что-то сделать, и вдруг забыл, что именно. — Этот пример иллюстрирует возможность полного угнетения слабой в мотивационном отношении деятельности.
Истощающий эффект прерываний сильнее всего сказывается после многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к прерванной деятельности.
Пример.
Мне трудно читать лекцию, если меня многократно прерывают. Такое бывает, когда студенты опаздывают на лекцию и заходят в аудиторию один за другим, а потом они долго не могут успокоиться, настроиться на рабочий лад ...
Качество лекции после 7 – 9 прерываний заметно снижается. Уже после седьмого-девятого прерывания я впадаю в своеобразный транс. Возникает ощущение блаженства, глубокого спокойствия, внутреннего света. Это, конечно, хорошо, но нужно читать лекцию.
И тогда я с большим трудом вспоминаю, кто я такой, где нахожусь и что делаю. На каком факультете и курсе я читаю лекцию, какова её тема, и, наконец, в каком месте лекции произошло прерывание. Это мучительная работа, требующая больших усилий. Со стороны её не видно, постороннему наблюдателю кажется, что я о чём-то задумался на 5 – 10 секунд.
Если удастся воспользоваться конспектом лекций, то возврат к прерванной деятельности значительно облегчается. Именно ради этого я постоянно носил с собой старые, замусоленные, пожелтевшие от времени конспекты. — Они являлись своеобразными знаками, психологическими орудиями, помогающими возвращаться к чтению прерванной лекции.
Наконец, если прерываний было слишком много, то у меня возникало ощущение неудачно прочитанной лекции.
Отсюда понятно, что возврат к прерванной деятельности может быть не только спонтанным, когда энергия деятельности не исчерпана до конца, но и через специальную деятельность, единственное назначение которой обеспечить возврат. В приведённом выше примере специальную деятельность по возврату к чтению лекции облегчают старые, пожелтевшие от времени конспекты, являющиеся психологическими орудиями.
Следует иметь в виду, что деятельность, восстановленная после любого прерывания, в некотором смысле другая, она отличатся от первоначальной деятельности, в первую очередь, тем, что её энергия, мотивация становится слабее: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» (Гераклит Эфесский).
Наконец, угнетающий эффект прерываний деятельности не зависит от их причин. Любые прерывания, как интрапсихические, вызванные внутренними по отношению к психике причинами, так и экстрапсихические прерывания, вызванные внешними причинами, угнетают сиюминутные психические процессы.
Теперь понятно, как действует «цыганский» гипноз. Цыганки окружают «клиента», что-то лопочут, многократно прерывая деятельность, составляющую обычное функционирование психики. В результате психика человека истощается и становится открытой для любых внушений.
Добавить комментарий