Единство сознания и бессознательного
Психика функционирует как целостность, как неразделимое единство составляющих её частей — сознания и бессознательного.
В качестве иллюстрации рассмотрим пример.
Откуда вы знаете, что у вас в руке что-то есть? Например, книга?
— Чтобы об этом знать, нужно, прежде всего, книгу обнаружить. Т. е. нужно почувствовать вес книги, её температуру, шероховатость обложки, увидеть книгу, выделив её из окружающего фона, определить форму книги и цвет обложки…. Затем нужно сформировать целостный образ книги. Всё это — неосознаваемая работа по восприятию предмета, по построению непосредственно воспринимаемого образа.
Далее, почему вы уверены, что у вас в руке именно книга, а не Царевна-лягушка или, скажем, не кружка с пивом? — Потому что при формировании образа книги совместно с неосознаваемыми процессами восприятия дополнительно функционировали бесчисленные неосознаваемые процессы памяти и мышления...
Это значит, что бессознательное работает вовсю!
Многое можно было бы ещё понаписать об этих неосознаваемых процессах. Да стоит ли? — И без того понятно, что за любым фактом непосредственного осознания стоит функционирование всей целостной психики, совместное функционирование сознания и бессознательного.
Более того, оказывается, что между сознанием и бессознательным нет чёткой границы. В пользу данного утверждения свидетельствует, например, рационализация — рациональное объяснение решений, поступков, действий, порождаемых неосознаваемыми причинами, когда поведение с точки зрения субъекта кажется сознательным, а на самом деле оно не осознаётся в полной мере.
Пример.
Родитель пришёл домой с родительского собрания сердитый и стал бить сына. Если его спросить: «Что ты делаешь, зачем бьёшь?». Он ответит: «Воспитываю!», причём родитель искренне верит в это.
Но он не прав, т. к. в полной мере не осознаёт истинное побуждение своих действий. На самом деле его поведение представляет собой защитную реакцию: родителю неприятно, стыдно из-за того, что ему при всех попеняли за недостаточное воспитание сына.
Если бы родитель и в самом деле был озабочен воспитанием, то постарался бы выяснить суть и причины возникших проблем, побеседовал бы с учителями, с сыном, а затем стал искать способы улучшения ситуации.
В процессе функционирования психики сознание и бессознательное тесно взаимодействуют, между ними нет чёткой границы. Отсюда следует, что психика представляет собой целостность, нераздельное единство сознания и бессознательного. Точно также как тело человека является целостностью, т. е. нераздельным единством головы и туловища.
Итак, несмотря на то, что разделение психики на сознание и бессознательное имеет серьёзные, базирующиеся на непосредственном опыте основания, тем не менее, психика, если иметь в виду её функционирование, представляет собой целостное образование, на сознание и бессознательное не расчленяемое.
В этом смысле можно считать, что психика субъекта и его сознание тождественны. А бессознательное не есть отсутствие сознания, — бессознательное следует считать особым видом сознания, недоступным непосредственному постижению, т. е. таким, которое не отражается в сознании.
Короче говоря, бессознательное является арефлексивным сознанием; «а-» отрицание, «рефлексивный», reflexus, в переводе с латинского языка означает «отражаемый».
Наконец, следует отметить, что целостность психики не отрицает её структурности. Целостная психика подразделяется на всевозможные структурные элементы, а именно: на сознание и бессознательное, на эмоционально-волевую, познавательную, потребностно-мотивационную сферу и т. д., подобно тому, как тело человека (целостность) состоит из головы, туловища, рук и ног, глаз, ушей и т. п.
Лишь одно сознание и одна деятельность
Из того, что психика и сознание, если иметь в виду их функционирование, тождественны, а также из того, что у человека есть только лишь одна психика, следует, что у человека есть лишь одно сознание.
А теперь вспомним принцип единства сознания и деятельности.
Исходя из него, можно утверждать, что в каждый момент времени человек может участвовать только в одной деятельности, в противном случае пришлось бы допустить, что человек в какой-то момент времени имеет более одного сознания.
Образно говоря, два (и более) медведя в одной берлоге не уживаются.
Многие будут возражать: «Как же так? Мы сплошь и рядом видим, что человек может делать одновременно несколько дел. — Противоречие!»
На самом деле противоречия нет.
Человек и вправду может делать несколько дел сразу, но всегда участвует в одной и только одной деятельности, потому что:
— дополнительные дела выполняются привычно, автоматически, поэтому не требуют осознания до тех пор, пока не возникнут затруднения, т. е. здесь речь идёт не о деятельности, регулируемой осознаваемой целью, а о поведенческих реакциях,
— человек быстро, автоматически и незаметно для себя переключается с одной деятельности на другую.
Именно благодаря автоматизмам и быстрым переключениям человек способен делать несколько дел сразу и выполнять сложные профессиональные виды деятельности.
Пример.
Опытный учитель практически одномоментно отслеживает обстановку в классе, следит за тем, что пишет ученик на доске, жестом указывает другому расшалившемуся ученику, чтобы он успокоился, корректирует в своём уме, если это необходимо, план урока и т. п.
При этом психика учителя действует в режиме привычного функционирования, а сознание лишь направляет деятельность и вмешивается в привычное функционирование, когда возникают какие-либо затруднения.
Добавить комментарий