Общественное сознание формируется в процессе совместной деятельности, направленной на поддержание существования человеческого общества и на его развитие.
Индивидуальное сознание — воплощение общественного сознания, оно возникает в диаде «мать-дитя», а затем развивается в процессе воспитания и обучения.
При подробном рассмотрении всех этих процессов можно убедиться, что зарождение и развитие сознания предполагает специфическую человеческую активность — деятельность.
И, наоборот, какая ни есть деятельность — игра, учение или труд — она неотделима от сознания, поскольку деятельность направляется осознаваемой целью.
Отсюда следует основополагающий принцип единства сознания и деятельности, сформулированный выдающимся советским психологом Сергеем Леонидовичем Рубинштейном.
Этот принцип можно сформулировать так: деятельность направляется и регулируется сознанием, а сознание, в свою очередь, развивается и совершенствуется в процессе деятельности.
В дальнейшем, когда требуется обратить внимание на принцип единства сознания и деятельности, будем записывать сознание и деятельность через дефис: «сознание-деятельность».
Сутью человеческого в человеке является сознание-деятельность, именно этим психика человека принципиально отличается от психики животных.
Несмотря на единство сознания и деятельности, сознание в названном единстве всё же играет ведущую роль, поскольку оно является основным фактором, определяющим направление развития человека.
С другой стороны, деятельность является способом функционирования, а также средством развития сознания. Именно это подразумевается, когда говорится, что сознание обеспечивается деятельностью.
Добавить комментарий