Согласно отечественной психологии деятельность — это активность человека, направляемая осознаваемой целью, т. е. человека можно спросить: «Что ты делаешь, зачем? Что ожидаешь в результате?». И человек ответит:
— «Играю в шашки, потому что нравится».
— «Изучаю психологию, чтобы сдать экзамен».
— «Окучиваю картошку, чтобы осенью был большой урожай».
— «Ничего не делаю, отдыхаю» …
Цель — это образ желаемого будущего, который обладает притягательной силой. Это то, чего хочется, и то, что хотя бы в принципе, достижимо.
Цель возникает из мотива в процессе целеполагания.
В реальных отношениях мотива и цели возникает особая функция мотива — смыслообразующая. Она состоит в придании цели деятельности личностного смысла. При этом для человека не важно, что собой представляет данная цель объективно, на первый план выходит то, что данная цель значит именно для него как для субъекта.
Это значит, что мотив придаёт смысл деятельности.
Один и тот же мотив может реализоваться в различных действиях, явиться основанием для постановки различных целей.
Пример.
Мотив, т. е. желание: «Хочу пирожок с повидлом!»
Цели разные:
— Хочу съесть пирожок с повидлом сразу же, как только где-нибудь его куплю.
— Хочу где-то купить пирожок с повидлом, принести домой и съесть его с чаем в спокойной обстановке.
— Хочу сам замесить тесто, напечь вкусных пирожков и съесть их горяченькими.
— Хочу, как Винни Пух, пойти в гости и там угоститься пирожками с повидлом.
И т. п.
Есть два источника деятельности. Один из прошлого — побуждение потребностью, нуждой. Второй из будущего — стремление к цели.
Есть три вида деятельности:
Игра. Это процессуальная деятельность, люди играют потому, что им это нравится, интересно; при этом в первую очередь важен сам процесс игры, а не её результат.
Учение. Это результативная деятельность, при этом важен результат: приобретение знаний, умений, навыков, обогащение социальным опытом. А вот процесс учения, как таковой, не столь важен. Отговорка: «Я учил, учил, но всё равно ничего не знаю» не принимается.
Труд.
Это тоже результативная деятельность, нацеленная на производство потребляемого материального или идеального продукта. И здесь процесс, в конечном счёте, не столь важен, потому что потребляется не процесс, а результат.
По психологической природе учение и труд похожи, поскольку они являются не процессуальными, как игра, а результативными видами деятельностями. А раз так, то человек должен уметь формулировать цель и стремиться к ней, т. е. должен удерживать в сознании цель до её достижения, и, наконец, быть готовым изменить весь характер своей деятельности, если вдруг изменится ситуация.
Добавить комментарий