Как уже отмечено, у евреев система «произвольных вставок» удержалась значительно дольше, чем у других народов древности. Когда Иудея потеряла последние следы политической независимости и Иерусалим, разрушенный при Веспасиане и Тите (70 г. н. э.), из духовного центра страны был превращен в римскую «Элию Капитолину» — центр римского владычества в Сирии (130 г.), только тогда, и, вероятно, под влиянием значительных еврейских колоний Вавилона и Александрии, начались попытки систематизации счисления рассеянных уже везде евреев. Реформа подготовлялась весьма долго; обычно годом введения действующего календаря считается 499-й г. н. э.

Влияние вавилонской астрономии в этом календаре несомненно: основная единица счета, длина месяца, принята в нем равной 29d12h44m3⅓s, что вполне соответствует данным вавилонян, к которым подошел впоследствии и Гиппарх (как видим, это значение чрезвычайно точное: поэтому еврейский календарь практически не может расходиться со средними астрономическими фазами Луны). Любопытно, что и самые названия месяцев здесь явно вавилонского происхождения1. Однако, система вставки эмболисмических лет в точности соответствует александрийскому кругу (3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 г.); она получается из условия, чтобы моменты солнечного года не уходили в лунном году более чем на месяц вперед. Отличие от средневекового календаря только в том, что еврейский круг начинается на три года позже александрийского. Вообще, система разработана очень детально и глубоко; но странным пережитком тех древних эпох, когда неомении объявлялись в Иудее посылкой гонцов и зажжением костров, осталось в календаре правило, по которому на новолуние (рош-ходеш), в тех случаях, когда календарный месяц полный, полагается два дня: именно 30-й день текущего и 1-й день следующего месяца.

Характерное отличие еврейского календаря от древнегреческого и александрийского состоит в том, что 19-летние круги не должны постоянно заключать в себе одно и то же число дней; их длина варьируется и составляет то 6.939, то 6.940, то 6.941 день; последовательность их чередования не может быть формулирована каким-либо правилом; она определяется рядом довольно сложных, частью астрономических, частью обрядовых предписаний, фиксирующих начало отдельных годов. (Длина их равна либо 354, 355, 356 дням — простые годы, либо 384, 385, 386 дням — эмболисмические годы).

Замечательно также, что теория солнечного года развита в этой системе весьма слабо; моменты равноденствий и солнцестояний (текуфы) вычисляются здесь формально и астрономически неправильно.

Для сравнения с солнечным календарем особенно интересны два момента еврейского года: новый год, неомения — после осеннего равноденствия (молед-тишри) и весеннее полнолуние (15 Нисана).

Обе даты, конечно, из года в год перескакивают в солнечном календаре, колеблясь в течение 19-летнего периода приблизительно на месячном интервале; это движение их иллюстрируется приведенной таблицей перевода дат для эпох 1920 — 1945 гг. (табл. 12).

 

Таблица 12.

Таблица соответствия дат еврейского и григорианского календарей.

(М. — март, А. — апрель, С. — сентябрь, О. — октябрь; выделенные годы эмболисмические.)

Год еврейской эры

в круге

Григорианская дата 1-е Тишри

Григорианская дата 15-е Нисана

5681

19

1920     С.  13

1921      А.    23

5682

1

1921     О.    3

1922      А.    13

5683

2

1922     С.   23

1923      А.      1

5684

3

1923     С.   11

1924      А.    19

5685

4

1924     С.   29

1925      А.      9

5686

5

1925     С.   19

1926      М.    30

5687

6

1926     С.     9

1927      А.     17

5688

7

1927     С.   27

1928      А.       5

5689

8

1928     С.   15

1929      А.     25

5690

9

1929     О.     5

1930      А.     13

5691

10

1930     С.   23

1931      А.       2

5692

11

1931     С.   12

1932      А.     21

5693

12

1932     О.     1

1933      А.     11

5694

13

1933     С.   21

1934      М.     31

5695

14

1934     С.   10

1935      А.     18

5696

15

1935     С.   28

1936      А.       7

5697

16

1936     С.   17

1937      М.     27

5698

17

1937     С.     6

1938       А.    16

5699

18

1938     С.   26

1939       А.      4

5700

19

1939     С.   14

1940       А.    23

5701

1

1940     О.     3

1941       А.    12

5702

2

1941     С.   22

1942       А.      2

5703

3

1942     С.   12

1943       А.    20

5704

4

1943     С.   30

1944       А.      8

5705

5

1944     С.   18

1945       М.    29

5706

6

1945     С.     8

1946       А.    16

 

Показанный в ней счет в эре иудеев связан с библейскими мотивами и имеет условный характер.

По этой же таблице можно чисто эмпирически установить некоторые важные свойства еврейского круга, которые, конечно, нетрудно было бы подтвердить и расчетом:

a) Даты между 1-м Тишри и 1-м Нисана уходят дальше всего в солнечном календаре в 1-м и 9-м годах круга; даты от 1-го Нисана до конца года попадают на «передовые» места в 19 и 8-м годах круга; наиболее раннее положение первых будет на 6, 14 и 17-м; вторых — на 5, 13 и 16-м годах круга.

b) Внутри круга все лунные даты перескакивают в солнечном календаре либо на 10, 11, 12 дней назад, либо на 18, 19, 20 дней вперед.

c) В 8, 11 и 19-м годах круга 15 Нисана обязательно падает на второе полнолуние после астрономического равноденствия (в самом деле, первое не может случиться позже 21+30 марта = 20 апреля; в нашей таблице находим 25, 21, 23 апреля).

Это последнее обстоятельство происходит оттого, что в еврейском круге средняя длина года, получаемая из равенства

 

 

на 6m39s длиннее астрономического тропического года.

По этой причине начала кругов еврейского календаря непрерывно, хотя и весьма медленно, продвигаются вперед в солнечном календаре — приблизительно на сутки за каждые 210 лет; вычислено, что через 1.200 лет на всех эмболисмических годах круга еврейский календарь будет называть первым полнолунием фактически второе полнолуние после равноденствия. Но это не составляет особого дефекта изучаемой системы, так как при построении ее имелось в виду возможно более точное согласование календаря с Луной и только приближенное согласование его с Солнцем.

 

  • 1. Вот эти названия: Тишри, Хешван, Кислев, Тебет, Шебат, Адар, Веадар (2-й Адар, вставной месяц в семи эмболисмических годах), Нисан, Ияр, Сиван, Таммуз, Аб, Эдуль.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.