Вы здесь

4. Первичное лунно-солнечное счисление

 

Мы подошли теперь к интереснейшей проблеме календаря: объединить в одной и той же системе счисления связь календаря с движением Солнца и с движением Луны. Здесь требуется, во-первых, достигнуть того, чтобы начала календарных месяцев не отходили от новолуний, и, во-вторых, создать из этих лунных месяцев новую единицу — год — с тем, чтобы начало его не отходило значительно от астрономически важных моментов солнечного года, например от равноденствия. Решения этой проблемы добивались астрономы всего древнего мира; она почиталась весьма трудной, и когда, например, она была численно решена в Греции, то это открытие приветствовалось как очень большое достижение, внесшее порядок в учение о движении светил.

Так как двенадцать лунных месяцев на 11 дней короче солнечного года, то через каждые три лунных года его начало отступает в солнечном году больше, чем на месяц1; это было показано на примере свободного лунного календаря.

Но если, когда нарастет такая ошибка, вставить в лунный год тринадцатый лунный месяц, то начало следующего года придется примерно на ту же дату в солнечном календаре, на которую оно приходилось три года тому назад, — согласование обоих календарей будет приблизительно достигнуто. Конечно, если поступать так через каждые три лунных года, то скоро все опять придет в расстройство, ибо взятые пока числа грубо приближенные. Поэтому народы древних семитических культур, которые считали дни месяца по Луне, от новолуния к новолунию, но для которых все-таки немыслимо было в их счислении расстаться совершенно с годом Солнца, годом всей живой природы, прибегали к такой вставке 13-го месяца всякий раз, когда она представлялась необходимой, чтобы вновь привести начало лунного года, например, к началу весны.

Это система произвольных вставок; древнейшее упоминание о ней имеется в указе вавилонского царя Хаммураби (2194 — 2152 гг. до н. э.), данном на имя одного из его вассалов, где сказано: «Так как год имеет недостаток, то пусть месяц, который сейчас начинается, получит название второго Элуля, и потому подать Вавилону причитается не на 25-е число Тишри, а на 25-е второго Элуля». Здесь совершенно ясно видно, как естественная последовательность лунных месяцев вавилонского года, именно Элуль — Тишри, нарушается вставкой второго Элуля между ними, так что данный год, имеющий недостаток, т. е. год, конец которого пришелся бы по Солнцу слишком рано, удлиняется на 13-й добавочный месяц. Такой способ произвольных вставок удержался в Вавилоне с древнейших времен вплоть до IV в. до н. э., когда вавилоняне перешли к системе периодического, или циклического, вычисления.

Сказанное относится и к древним евреям; сейчас довольно трудно установить, начинался ли их год с осени или с весны; можно думать, что после вавилонского пленения (597 — 538 гг. до н. э.) начало официального и церковного года было перенесено на весну, между тем как в народе удержалось древнейшее, именно осеннее начало года (оно сохранилось и посейчас в еврейском календаре); весенний же год начинался ко времени весенней жатвы, когда в наиболее жарких областях Палестины созревает ячмень (середина апреля — середина мая). На эту пору должен был приходиться «авив», древний месяц «новых плодов». Поэтому, когда, например на 11-м месяце, становилось ясно, что ячмень через два месяца не созреет, то к концу текущего лунного года прибавлялся 13-й месяц; по этой причине начало следующего года задерживалось на 30 дней, а продолжительность текущего года выходила равной приблизительно 384 дням. Возможно, что именно климат Палестины с его резким и постоянным делением года на две части, зноя и дождей, позволял здесь сохранять подобное счисление в течение столетий, без путаницы в календаре. Новый год отчетливо фиксировался тут климатически, а к климатическим периодам сравнительно просто было подгонять лунный календарь.

Не так давно вопрос о первоначальном еврейском календаре вызвал значительный интерес хронологов в связи с находкой в городе Ассуане в Египте в 1904 г. десяти папирусов, составленных на арамейском языке2. Несмотря на 2300-летний возраст, они по степени сохранности производят впечатление написанных на днях. Бытовое значение их огромно: это нечто вроде семейно-имущественного архива двух поколений еврейской семьи, прибывшей в Египет, как можно думать, вслед за войсками Дария Персидского (–500) и обосновавшейся около древнего Сиэнэ (Ассуана). Период времени, ими охватываемый, составляет 60 лет (с 471 по 411 г. до н. э.). Для хронолога особая важность этих документов заключается в их параллельных датировках, именно в еврейском лунном и египетском солнечном календарях.

Приводим для примера первые строки папируса D (рис. 8) в переводе Sayce: «21-е Кислева, т. е. в 1-й день Месори, в 6-й год Артаксеркса царя, сказал Мазия, сын Гедонии, иудей, обладающий недвижимым имуществом в крепости Гэб...» (дальше идет вопрос о земельном участке).

 

 

Эта датировка особенно любопытна тем, что в ней писец несомненно сделал ошибку, пометив 6-й год Артаксеркса вместо 5-го года.

Действительно, исходя из данных Канона Птолемея, нетрудно вычислить, что 6-й год Артаксеркса начинался 16 декабря 460 г. до н. э. (1-е Тот); следовательно, 1-е Месори, начало 11-го месяца, приходилось на 11 ноября 459 г. до н. э.

Далее, в документе утверждается, что эта дата совпадала с 21-м числом еврейского лунного месяца Кислева; значит выходит, что за 20 дней до этого, 22 октября, была неомения; но это неверно. Расчет показывает, что в тот год новолуние произошло 10 октября. Ошибка очевидна. Между тем, если взять предыдущий год, т. е. 5-й год Артаксеркса, то выйдет: 1-е Тот = 16 декабря 461 г.; 1-е Месори = 11 ноября 460 г.; 1-е Кислев = 22 октября 460 г.; астрономическое же новолуние было 21 октября; совпадение прекрасное. Удовлетворительное согласие дают датировки и прочих папирусов.

Представим себе теперь, что подобные параллельные лунно-солнечные данные имелись бы у нас для целого ряда моментов, более или менее равномерно распределенных на продолжительном интервале: можно было бы установить порядок чередования коротких еврейских лет (12-месячных) и длинных (13-месячных), иными словами, выяснить структуру счисления, если бы оно было в то время систематизировано. К сожалению, ассуанские папирусы недостаточны для решения вопроса в ту или другую сторону.

Несмотря на очевидную примитивность описанной системы произвольных вставок, следует помнить, что значение ее в истории науки очень высоко. Только там развивалась астрономия, где применялся лунно-солнечный календарь. В вавилонских таблицах находятся записи вроде следующей: «Если в первый день Нисана Луна в соединении с Плеядами, год простой; если на третий день Нисана Луна в соединении с Плеядами, год полный [13-месячный]». Такие указания, астрономически правильные, обнаруживают уже обширный и систематизированный наблюдательный материал и приближают нас к окончательному решению задачи лунного счисления.

 

  • 1. Этот тринадцатый месяц называется в хронологии эмболисмическим, от греческого слова, обозначающего «вставлять, вбрасывать».
  • 2. Древнесемитический язык, между прочим, язык Дамасского царства. Он был широко распространен в Сирии и Палестине.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.