Чтобы вполне уяснить значение этого момента, надо точно представить себе условия видимости Луны в дни, предшествующие астрономическому новолунию и непосредственно следующие за ним. Для примера, я выбираю пункт широты северной 36°, долготы восточной от Гринвича 2h 50m, что приблизительно соответствует расположению древнего города Калах в Ассирии.

 

1925 г.      

Восход €Солнца

Восход 

ƒ

Заход ‚

Заход Солнца€

21 марта

6h 7m

4h 8m

15h 0m

18h 10m

22 марта

6h 4m

4h 49m

16h 2m

18h 11m

23 марта

6h 2m

5h 28m

17h 3m

18h 13m

24 марта

5h 59m

6h 5m

18h 5m

18h 15m

25 марта

5h 57m

6h 40m

19h 8m

18h 16m

26 марта

5h 55m

7h 13m

20h 11m

18h 17m

 

Приведенная таблица уясняет ход явления — общая картина которого всегда повторяется — для избранного пункта и для мартовского новолуния 1925 г.; время в ней показано местное, считая сутки от полуночи. Из нее видно, что 21 и 22 марта Луну можно наблюдать на восточной стороне неба перед утренней зарей; 23-го — едва ли, ибо за полчаса до восхода Солнца в этих местах начинается заря; это будет 5h 32m утра; но и Луна восходит в то же время; 24-го и в следующие дни ее несомненно утром видеть уже нельзя, она тонет в солнечных лучах; но 23 и 24-го заход Луны тоже пропадает в лучах Солнца, ибо 24-го сумерки кончатся в 18h 32m, и Луна к тому времени зайдет.

Такой промежуток, в среднем 2 — 3 дня, древние метко называли междулунием (interlunium); за эти дни Луна с западной стороны Солнца переходит на восточную, из утреннего светила превращается в вечернее, 24 марта в 16 часов по местному времени — новолуние. Наконец, 25 марта — первый день видимости, по-гречески — неомения, т. е. явление молодой Луны: она появляется, за несколько минут до своего захода, в сумерках вечерней зари.

Здесь мы имеем полную аналогию с первым видимым восходом звезд; как там после периода невидимости можно отметить первое появление светила, так и здесь после междулуния впервые наблюдается тонкий серп заходящей Луны.

Итак, неомения — это ее первый видимый заход. И вот именно этот момент и принимался у всех народов, считающих дни от Луны к Луне, за начало календарного «месяца», за начало его 1-го числа1.

Как видим, этот момент существенно отличается от момента астрономического новолуния; в рассмотренном случае он наблюдается приблизительно через 26 часов после новолуния; однако длина этого промежутка зависит и от астрономических обстоятельств — так, например, от положения Солнца на пути его видимого годичного обращения вокруг Земли — и, разумеется, от явлений метеорологических, которые могут и вовсе скрыть первый заход. В хронологии этот промежуток принимается в среднем равным 36 часам.

Движение Луны чрезвычайно сложно. Чтобы уметь точно предвычислить, например, через сколько дней от данной неомении произойдет по счету десятая, нужен большой запас астрономических сведений. Пока его нет, или пока нет уверенности в его прочности, легче обосновывать, или, во всяком случае, проверять наступление нового месяца постоянным наблюдением неомений; и эти-то наблюдения фактически и составляют первооснову лунных календарных систем. В этом отношении древние евреи, римляне, греки, индусы, вавилоняне и современные турко-арабы идут совершенно одинаковым путем. В некоторых случаях — как в Турции — эти наблюдения продолжают даже уживаться и с теоретическим лунным календарем. В древние же эпохи неомении наблюдались усердно и тщательно, отчасти подобно тому, как древние египтяне тщательно наблюдали первый восход своего Сотиса.

Мало того: как только первый серп пронаблюден, надо оповестить население, которое еще не пользуется никаким писаным календарем, о начале нового месяца. В Риме, в более отдаленные эпохи, это выкликалось, как уже сказано, в храмах и на улицах; вот почему 1-е число месяца в римском календаре называется календами; римляне никогда не говорили 1-е мая, но всегда: календы мая и т. п. В других культурах формальности, которыми сопровождается смена календарного месяца, принимают весьма любопытную и странную для нас форму. У евреев, еще в I — II вв. нашей эры календарь держался исключительно на наблюдении неомении. Обязанность определения начала месяцев лежала на иерусалимском синедрионе, который выделял для этой цели особую коллегию; эта последняя должна была производить самостоятельные наблюдения и выслушивать показания свидетелей, очевидцев первого захода Луны; таких свидетелей не могло быть менее двух, и показания их не должны были быть противоречивыми; если являлось более двух свидетелей, надо было выслушать всех; мало того, каждый иудей, очевидец первого захода, был обязан при всех условиях и даже в субботу отправляться в Иерусалим для показания. Всему этому составлялся протокол и если мнение коллегии совпадало с утверждением свидетелей, старший судья освящал молодой месяц молитвою. Затем начиналось оповещение населения; для этого употреблялась система сторожевых огней, которые зажигались на холмах; потом перешли к посылке гонцов из Иерусалима в другие центры страны, причем и первый и второй способы были разработаны с большими деталями. Но при всем том, дабы избежать сомнения относительно наступления основных праздников (которые всегда в еврейском календаре полагаются на определенный день Луны), для них назначалось по два дня (Пасха и Новый год).

Чем вызвана такая щепетильность в определении начала месяцев? Нам, живущим по календарю, она кажется просто смешной. Но представим себе жизнь достаточно культурной страны, у которой наперед вычисленного, писаного календаря нет, где начало каждого месяца и каждого года нужно непосредственно открывать в природе; где регулировка общественной и финансовой жизни зависит от того, когда и кем был замечен первый серп Луны; тогда будет ясно, что все эти тонкости вовсе не так излишни и оправдываются совершенно инстинктивной боязнью запутаться в счете времени и потерять нить дней!

Говорить, насколько такие наблюдения могут быть случайными, не приходится. Погода может играть тут решающую роль. В магометанской «Сунне» сказано: «если в новолуние месяц не наблюдается, ты определишь его длину в тридцать дней»; но это, конечно, очень наивно, ибо в ближайшем пункте может быть ясно, и там месяц выйдет в 29 дней. Мало того, непрерывные наблюдения неомении покажут только, что лунный месяц может содержать либо 29, либо 30 дней (так называемые пустые и полные месяцы). Но одни эти наблюдения не раскроют закона чередования пустых и полных месяцев; следовательно, зная, например, что в месяцах текущего года прошло столько-то дней, никто не может вывести заключения, сколько дней придется на одноименные лунные месяцы следующего года. Поэтому календарь, основанный на одних наблюдениях, есть только система хранения протекшего времени; он не допускает более или менее точного вычисления вперед. Все это показывает, что если счет времени по Луне должен стать календарным, т. е. системой счисления времени в полном смысле этого слова, то его надо развить в арифметическую систему, основанную на точных данных астрономии.

 

  • 1. С этим логически связано, что народы, считающие месяцы по Луне, начинают сутки не с полудня или полуночи, а с заходом Солнца.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.