Рассмотрев григорианский и юлианский календари с их древним вариантом, александрийским счислением, мы познакомились со всеми системами летоисчисления, которыми пользовались и пользуются народы христианского Востока и Запада. Но всякий действующий календарь связан с какой-либо эрой, под чем подразумевается начальный момент данного счисления. Что же такое есть христианская эра? Когда и кем начат счет лет от Рождества Христова и имеет ли этот счет под собой какие-либо основания? Этот вопрос относится скорее к области истории и хронологии, чем к описанию календарных систем. Однако ввиду естественного интереса, который с ним связан, коснемся его в коротких словах.

Древний мир счета по эрам практически не знал; египтяне и вавилоняне, римляне и греки считали по годам царствования фараонов и царей, по годам правления консулов и архонтов. Подобные датировки, оставленные нам в памятниках древности, могут быть сведены в хронологическую систему лишь тогда, когда научно устанавливается вся последовательность правителей данной страны; восстановление подобных хронологических рядов есть трудная задача историков. Однако среди списков подобного рода один имеет особенное значение: это так называемый Канон царей (Канон тон базилейон), составленный знаменитым астрономом Клавдием Птолемеем; он начинается с вавилонского Набонассара, затем перечисляет царей нововавилонской монархии, потом ассирийцев, персов и всех остальных повелителей потерявшего свою независимость Египта, т. е. македонских (греческих) династов и римских императоров, вплоть до Антонина Пия (138 — 161 гг. н. э.).

Приводим для примера начало и конец канона:

 

Годы    

Сумма лет

Набонассар      

14

14

Надий 

2

16

Хинзерос

5

21

Траян      

19 

863

Адриан    

21 

884

Антонин   

23 

907

Здесь надо сделать некоторые замечания: 1) канон составлен в системе блуждающего египетского года по 365 дней в каждом, без всякого високоса, так что в сущности это непрерывный счет дней; 2) список правителей составлен особенным манером, именно, если какое-либо из правлений началось в середине или даже в последний день данного года, то оно считается начавшимся в первый день этого года, в его 1-е Тот; 3) отправной пункт всего счета, т. е. 1-е Тот 1-го года Набонассара, определяется в нашем календаре с абсолютной и несомненной точностью, именно выходит:

 

(а) 1-е Тот 1-го года Набонассара = среда 26 февраля 747 г. до Р. Хр.

 

С этого момента, и притом с полудня, Птолемей ведет счет дней на 907 египетских лет. Правильность приведенного соотношения (а) подтверждается прежде всего тем, что Птолемей приводит в своей датировке ряд астрономических явлений; переведя их на наш счет путем указанного соотношения, мы констатируем, что они приходятся на те именно дни, в которые они должны были произойти по данным точных астрономических таблиц1. Описанная сейчас система датировок удержалась и в первые века христианства; разумеется, церковь к этому делу никакого отношения еще не могла иметь. Хронологи продолжали Канон Птолемея через последующих римских императоров, вплоть до Диоклетиана, причем получается:

 

1-й год Диоклетиана = 1032 год от начал Набонассара (сумма лет); с помощью соотношения (а) легко вычисляем:

(b) 1-е Тот 1-го года Диоклетиана = 13 июня 284 г. по Р. Хр.

 

Если, однако, припомнить, что в III веке в Египте уже действовал не блуждающий египетский календарь, а исправленная его форма, т.е. александрийский счет, то 1-е Тот надо будет считать не по-египетски, а по-александрийски, т. е. как Новый год этого календаря; а так как александрийский Новый год совпадает с 29 августа ст. ст. (оба календаря, юлианский и александрийский, друг другу параллельны и начало последнего всегда есть в нашем счете 29 или 30 августа), то соотношение (b) правильнее записать в александрийском счете так:

 

(c) 1-е Тот 1-го года Диоклетиана = 29 августа 284 г. по Р. Хр.

 

Соотношение (c) считается в хронологии столь же прочным, как и соотношение (а).

По не вполне понятным историческим основаниям эра Диоклетиана удержалась в христианском Египте в сущности и по настоящий день. Прекратив счет по прочим правителям страны, египтяне продолжали считать в годах от Диоклетиана, и их современная датировка переводится на юлианский (или на григорианский) календарь с помощью соотношения (c ).

Чрезвычайно любопытно отметить, что никакой эры от Рождества Христова весь христианский Восток не знает вовсе; например, 1923 год до 29 августа старого стиля (11 сентября н. ст.) совпадал с 1639-м годом Диоклетиана; с 30 августа (12 сентября) для коптов, сирийцев и абиссинцев начался новый, 1640 год, так, что 12 сентября 1923 — 1-е Тот 1640-го года Диоклетиана; это есть не что иное, как соотношение (c) в новом стиле.

В равенствах (а) и (c) написаны символы «Р. Хр.» (т.е. от Рождества Христова), хотя очевидно, что это суть некоторые позднейшие хронологические выводы; не говоря о моменте (а), никто и в момент (c) не взялся бы их проверить и написать. Теперь остается сделать последний шаг и посмотреть, когда и как они произошли?

То религиозно-астрономическое дело, которое первоначальное христианство восприняло от Иудеи и Востока, именно вычисление пасхи по Луне и равноденствию, требовало в те времена солидной учености, которая была неразрывно связана с научным центром древнего мира — Александрией, столицей эллинизированного Египта. Из Александрии получались первые пасхалии, т. е. расписания дней празднования пасхи на известное число лет вперед. Одна из таковых — до нас недошедшая — была составлена александрийским патриархом Кириллом; совершенно ясно, что как всякий календарный документ той эпохи, она могла быть составлена только в годах «от Диоклетиана», без всякого упоминания символов «Р. Хр.». И действительно, эта пасхалия была вычислена на 95 лет, именно на годы 153 — 247 Диоклетиана. Когда срок этих пасхальных таблиц подходил к концу (около 242 г. Диоклетиана), римский монах, аббат Дионисий, взялся за ее продолжение; таким образом, ему надо было вести вычисление от 248 г. Диоклетиана вперед. И вот в одном письме, составленном по поводу этой работы, Дионисий объясняет, что он не пожелал вести счет лет от языческого государя, а перешел к счислению от Рождества Христова — «ab incarnatione Domini nostri Jesu Christi» и в пасхалии своей положил:

 

248 г. Диоклетиана = 532 от Р. Хр.

 

Точнее говоря: 1 января римского юлианского года, падавшее внутри 248 г. Диоклетиана, есть, по утверждению Дионисия, 1 января 532 г. от Рождества Христова; а так как 248 г. Диоклетиана продолжался в юлианском счете от 29 августа 531 г. по 29 августа 532 г., то утверждение Дионисия сводится к следующему равенству:

 

(d) 1-е Тот 248 г. Диоклетиана = 29 августа 531 г. от Р. Хр.

 

Если уменьшим обе стороны на 247, то непосредственно получим равенство (c), а от него уже вычислением перейдем к (а).

В равенстве (d) римского аббата перед нами первое упоминание эры «по Р. Хр.» вообще. До этого момента, т. е. в течение пяти веков после того события, с которым Дионисий связывает свой счет, ни один епископ в Египте, ни один римский папа, по-видимому, не находил нужным или целесообразным переходить на подобный счет. Но откуда взял Дионисий свое равенство (d)? Как мог он, римский аббат, фиксировать с точностью до одного года событие, которое он считал происшедшим больше чем за 500 лет до него в Палестине и к которому он подходил со стороны александрийской пасхалии? По этому поводу он никаких указаний нам не оставил. Правда, хронологи с большой степенью вероятности восстановили ход вычислений, которые могли привести Дионисия к его выводу; но, конечно, при этом имеются в виду церковное лунное исчисление и мотивы богословской символики, а отнюдь не исторические соображения. Соотношение (d) есть чистая хронологическая условность, а выяснение его исторической реальности или ошибочности есть особая и весьма трудная задача хронологии и истории, выходящая совершенно за пределы наших бесед.

Так или иначе, ввиду большого значения пасхальных таблиц Дионисия (о чем ниже), его хронологическое предложение было постепенно, хотя и очень медленно, воспринято в западной церкви. В средние века было выдвинуто много различных эр, но они все вышли из употребления, только счисление Дионисия удержалось до наших дней. Таким образом, слова «от Р. Хр.» иногда правильнее заменять словами: эры Дионисия; в исследованиях, относящихся к началу эры, такая замена является неизбежной.

Некоторое неудобство эры Дионисия историки видят е том, что ее начало приходится весьма поздно, так что важные отделы истории и хронологии высококультурных стран (Греция, Рим) относятся к предшествующим ей эпохам. Поэтому очень долго считали в других эрах (от основания Рима и т. п.). Только в XVIII столетии английские ученые ввели исчисление в годах «до Р. Хр.» (или до нашей эры). Однако эта манера счета может служить причиной очевидных вычислительных недоразумений; поэтому астрономы, по предложению Жака Кассини (1740), считают годы до начала эры как отрицательные числа, уменьшая при этом число года на 1 (так, например, 1200 до н. э. хронологически = –1199 астрономически). При этом год, предшествовавший первому году эры, условно называется год 0; но, разумеется, и в отрицательных годах месяцы и дни считаются всегда вперед, к году один, а не от него назад!

 

  • 1. Соотношения вроде (а ), в которых один из календарей распространяется обратно на эпохи, когда он фактически еще не действовал, называются пролептическими (предваряющими).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.