В 1793 г. постановлением Конвента был введен в действие во Франции новый и своеобразный календарь. Каждое из его правил являлось как бы протестом против установленной системы счисления времени и, больше того, — всего быта; в особенности же этот протест был направлен против папства и католической церкви, которыми был создан и разработан во всех деталях действующий, так называемый григорианский календарь.

Из этих правил особенно любопытными являются следующие: 1) начало года с 1 января переносится на день осеннего равноденствия; первый год Французской республики начинается 22 сентября 1792 г.1; 2) год делится на 12 месяцев, по 30 дней в каждом; каждый месяц делится на три декады2; 3) за 12 месяцами следуют пять дополнительных дней (они назывались эпагоменами, короткое время — сан-кюлотидами); в високосных годах к ним прибавляется еще шестой добавочный день (любопытное сходство с александрийским годом); 4) праздниками в году считаются: 10-е, 20-е, и 30-е число каждого месяца, так называемые декади; кроме того, 1-й день первого месяца (1-е Вандемьер) и все дополнительные дни в конце года; 5) дни считаются от полуночи к полуночи и делятся на 10 равных частей (десятичный час); час — на 100 десятичных минут, минута — на 100 десятичных секунд.

Особым свойством этого календаря является то, что здесь не установлено наперед никакой системы високоса; начало   года определяется в нем каждый раз точным астрономическим вычислением: год начинается в полночь того дня, на который по среднему парижскому времени приходится момент осеннего равноденствия. Действительно, вычисление показывает, что в 1792 г. равноденствие наступило 22 сентября в 9 ч. 10 м. утра по парижскому времени; в последующие годы оно могло приходиться либо на 22, либо на 23 сентября; и таким образом, год мог иметь длину либо в 365, либо в 366 дней (такие годы назывались, как и у нас, високосными — bissextile). Следовательно, мы здесь имеем дело с примером астрономического солнечного календаря, вовсе не связанного на первый взгляд с арифметической теорией. Но результат астрономического вычисления может приводить, как достаточно выяснено в предыдущем, только к тому, что високос вставляется либо один раз на каждые четыре года, либо один раз в пять лет (в этом последнем случае високосный год французского календаря    называется    задержанным — sextile   retardée). И если мы теперь посмотрим, как фактически идет чередование простых и високосных лет в системе французского календаря, то обнаружим любопытное обстоятельство: французский календарь совершенно соответствует персидскому календарю Омара Хайяма.

Действительно, если выписать из хронологических таблиц високосные годы Французской республики, то они оказываются на следующих местах (выделены задержанные високосы):

 

3,  7,  11,  15,  20,  24,  28,  32,  

36,  40,  44,  48,  53,  57,  61,  65,  

69,  73,  77,  82,  86,  90,  94,  98,  

102,  106,  110,  115,  119,  123,  127,  131

 

Таким образом, перед нами хорошо известный удлиненный период в 33 года, с 8 високосами, с той только разницей, что задержанный високос несколько сдвигается внутри периодов, а не стоит на каком-либо определенном месте, как в арифметических календарях, но на этом подробнее останавливаться не будем.

Неоднократно указывалось, что астрономическое определение начала года есть недостаток французского календаря. И действительно, последний должен быть в своей конструкции настолько прост, чтобы счет дней между какими угодно отдаленными эпохами производился без особого затруднения, этого, конечно, не будет, если нет уверенности относительно момента начала года3. Кроме того, указывалось, что мало понятно, почему следует считать первым днем года 23 сентября, если равноденствие наступит, например, через две минуты после полуночи этого числа, и 22-е, если оно произойдет за две минуты до той же полуночи. Наконец совершенно неизвестно, как быть, если оно придется на самую полночь — этот последний случай, хотя и весьма маловероятный, требует особого дополнительного правила. Наконец, нельзя связывать систему счисления времени с каким-либо определенным меридианом, пока он не принят для универсального счета времени по всей Земле.

Из всех этих возражений нам представляется серьезным только первое: действующий, не теоретический календарь должен быть прост, и система високоса должна выражаться ясным и отчетливым правилом. Этого недоставало французскому календарю и в этом отношении он определенно уступает периоду Омара Хайяма, хотя и не выигрывает перед ним в точности. Что же касается последующих указаний, то надо помнить, что в настоящее время теория движения Солнца разработана с такою полнотой, что предвычисление момента равноденствия на сотни лет вперед с точностью до нескольких минут не представляет никакого труда. И мы пользовались в предыдущем таблицами, которые разработаны хронологами из чистого интереса на 600 лет, хотя, как известно из истории, французский календарь действовал 14 лет и в 1806 г. был вновь заменен григорианским календарем.

Это по части теории; практически же наибольшее затруднение для проведения в жизнь данного календаря было связано с попыткой введения десятичной системы деления времени; не говоря уже о часах (правда, десятичные циферблаты были сделаны в нескольких экземплярах), но даже и более простой переход от семидневной недели к 10-дневному периоду был сопряжен с большими трудностями.

Вот простой пример тому: на рис. 7 изображена заглавная страница издававшегося тогда журнала Revolutions de Paris. Предыдущий номер был датирован по 28 октября 1793 г.; следующий № 213, как видно из подписи, обнимает период с септиди 7 по квартиди 14 брюмера II года Республики. Читатель сразу обратит внимание, что издатель, citoyen Prud'homme, сохранил семидневную неделю для своего издания; между тем логика десятичного календаря подсказывала ему выпуски от примиди 1 брюмера до декади 10, от примиди 11 до декади 20, от примиди 21 до декади 30; поэтому, оставаясь на старом семидневном делении (с 7 по 14-е), хотя бы и под новыми числами, он обнаруживал либо полное непонимание смысла нового счисления, либо невозможность практически к нему приспособиться.

 

  • 1. В этот день состоялся декрет об уничтожении королевской власти во Франции.
  • 2. Вот благозвучные названия этих месяцев: Вандемьер, Брюмер, Фример, Нивоз, Плювиоз, Вентоз, Жерминаль, Флореаль, Прериаль, Мессидор, Термидор, Фрюктидор, — т. е. месяцы: сбора винограда, тумана, заморозков (на aire); снега, дождя, ветра (на ôsе); созревания, цвета, лугов (на al); жатвы, жары, плодов (на or).

    Каждый из дней декады имел порядковое обозначение: примиди, дуоди, триди и т. д. до декади.

  • 3. Известно, что астрономы, подготовлявшие календарь на IV год республики, запросили Комитет общественного просвещения, считать ли в III году 5 дополнительных дней или 6.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.