Проста и спокойна была жизнь этого человека, но удивительна судьба его славы. Под покровительством школьного товарища, ставшего впоследствии одним из первых государственных деятелей Персии, Омар Хайям (1050 — 1123) провел зрелые годы своей жизни в занятиях математикой, астрономией и поэзией. И если сейчас его научные творения известны очень немногим специалистам, то его поэтическое творчество (знаменитые рубаи) с середины прошлого столетия стало необычайно популярно на Западе.

И вот этот поэт-астроном в 1074 г. получил от своего друга и покровителя Назима-уль-Мулька («устроитель государства») предложение произвести коренную реформу персидского календаря. Необходимость в ней ощущалась тогда в Персии не только как отвлеченная проблема введения астрономически правильного счисления времени, но и как практическая мера упорядочения административной и финансовой жизни страны, несколько аналогично тому, что мы видели на примере Рима. Научная задача, которую при этом надлежало решить, опять-таки сводилась к тому, чтобы найти такую систему чередования високосов, при которой календарь наилучшим образом был бы согласован с внешней природой, и в частности, чтобы персидский Новый год («Науруз») всегда оставался бы на весеннем равноденствии: с этого момента персы, как и большинство народов Востока, начинали свой год. «В сердцах томленье будит новый год», — говорит Омар Хайям, — и это понятно, лишь когда Новый год приходится на весну.

Следует заметить, что наступление весны в Персии происходит с какой-то особенной стремительностью. «Прежде чем снег сойдет окончательно с полей, — читаем у одного путешественника, — деревья уже в полном цвету; на Науруз снег еще лежал в тенистых долинах, а деревья уже были покрыты почками и на равнинах везде зеленели цветы». Новый год в Персии, действительно, связан с солнечным годом: это праздник весны.

Итак, Омару Хайяму для решения поставленной задачи предстояло: 1) определить момент наступления астрономического равноденствия и 2) назначить систему високоса, при которой Новый год продолжал бы совпадать с этим моментом. Оба вопроса были решены комиссией из восьми астрономов и математиков, которые совершенно правильно, после ряда специальных наблюдений, назначили исходное весеннее равноденствие на 15 марта 1079 г. по нашему счегу. Этот день и есть начало реформированного календаря, так называемой эры Джелал-Эдин; от него течет счет солнечных лет по 365 и 366 дней в каждом. Для нас же сейчас особенно интересно, что система распределения високосных годов среди простых соответствует рассмотренному уже удлиненному периоду в 33 года с 8 високосами. Такой цикл (или круг, или период) есть календарный инструмент очень большой точности. Действительно, средняя длина года равна здесь:

 

    дня.

 

Сравнивая его с точным определением продолжительности тропического года, найдем избыток в 0d,00022 ≈ 19s. Таким образом, в этой системе равноденствие уйдет от своей календарной даты на один день назад приблизительно через 4500 лет. Ни о какой большей точности календарное счисление не должно и мечтать.

Читатель помнит, что сущность 33-летнего периода в том, что семь раз кряду високос вставляется через каждые четыре года, но на восьмой раз через пять лет, и что при таком чередовании начало года внутри периода ни разу не отойдет от равноденствия больше, чем на половину дня. К сожалению, нам неизвестно, назначил ли Омар Хайям именно такой порядок последовательности високосов или какой-нибудь другой. Если же действительно верно, как утверждают некоторые исследователи, что распределение високосов в его периоде имело такой вид:

 

3, 7, 11, 15, 20, 24, 28, 32

затем

36, 40 и т. д.,

 

т. е. с пропуском пятилетия внутри периода, а не в его конце, то это должно привести к отступлению равноденствия от начала года в четырех местах периода больше чем на половину дня; в этом легко убедиться, составив таблицу, подобную табл. 6 (см. в 7. Арифметическая теория солнечного календаря). Однако для правильности всего счисления это особого значения не имеет: календарь астронома-поэта есть один из самых точных солнечных календарей.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.