Продвигаясь в календаре, как было показано, первый восход Сириуса должен был, очевидно, через известный промежуток времени вновь прийти к началу календарного года (1-е Тот). Этот период установить нетрудно. Чтобы обойти все 365 дней египетского года, требовался промежуток в 365 · 4 = 1460 лет. Поэтому, если в первый год восход приходился на 1-е Тот, на 1460 год от начала, он в последний раз попадал на последний день египетского года, т, е. на его пятый дополнительный день. После этого наступал 1461-й год, любопытный тем, что в нем первого восхода Сириуса вовсе не могло быть — это очевидно, ибо восход приходился на последний день предшествующего года, значит, вновь поместиться в 1461-м году он не мог. Наконец, в 1462 году восход снова попадал на 1-е Тот.

Таким образом, через 1461 египетских лет от начала, первый восход звезды вновь возвращался на свое место в календаре; этот период в греко-римскую эпоху получил название «Великого года», «Божественного года», или, наконец, «Псового года» (Сириус — звезда в созвездии Большого Пса). Знали ли сами египтяне в древнейшие эпохи о существовании подобного периода — вопрос еще открытый. Во всяком случае, установив такой период, они должны были бы прийти к правильному выводу в отношении длины года Сириуса; ибо, в самом деле, если за 1461 г. звезда уходит на год вперед, то значит правильных лет, в которых восход звезды оставался бы неподвижным, было на один меньше, т. е. 1460; следовательно, правильный год равен:

Значит, не только из непосредственных наблюдений, но и из хронологических сопоставлений могло быть получено приближенное значение длины солнечного года, гораздо более точное, чем первоначальное число 365.

Выведенное сейчас соотношение имеет очень большое значение для египетской хронологии. Действительно, если только установлено, на какой день нашего обыкновенного календаря приходилось начало одного из таких периодов, то начала всех других в том же обыкновенном календаре получатся прибавлением или вычитанием 1460 лет. Современные египтологи, основываясь на сведениях греко-римских авторов (надо сказать, достаточно противоречивых), укладывают всю египетскую историю в четыре таких «периода Сотиса»; их начала полагаются на следующие даты: 19 июля 4241 г. до н. э.; 19 июля 2781 г. до н. э.; 19 июля 1321 г. до н. э. и 19 июля 140 г. н. э. Таким образом, предполагается, что в каждую из этих дат первый утренний восход Сириуса на широте Мемфиса приходился на начало подвижного египетского года, т. е. на 1-е Тот. (Эти моменты возвращений 1-го Тот к гелиакическому восходу Сириуса назывались у греков апокатастазами.)

Имея указанные соотношения, легко перевести датировку восхода Сотиса с египетского календаря на наш. Так, например, если в памятнике сказано, что в 7-й год царствования такого-то фараона праздник Изиды, т. е. все тот же первый восход Сириуса, пришелся на 16-е число восьмого месяца, и если известно, что это относится ко второму периоду, то нетрудно установить, что дата этого гелиакического восхода Сириуса есть 19 июля 1877 г. до н. э. Каждая такая датировка по Сотису является краеугольным камнем египетской хронологии. К сожалению, их известно немного.

В позднейшие эпохи египетской истории неудобства блуждающего года стали, по-видимому, слишком заметными. В связи с этим необходимо отметить попытку реформы календаря, совершенно аналогичную той, которая значительно позже была осуществлена Юлием Цезарем. В 1866 году в развалинах одного храма в дельте Нила была найдена плита с «триязычной» надписью (иероглифическим письмом, более простым египетским шрифтом и по-гречески), имеющей важное значение в истории календаря. Это так называемый канопский декрет, данный одним из царей династии Птолемеев (Птолемеем Эвергетом); дата этого памятника определяется точно: 7 марта 238 г. до н. э. В нем говорится, между прочим, следующее:

«...Дабы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, — так как звезда [Сириус] за каждые четыре года уходит на один день вперед, — а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывало и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним добавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Эвергета после пяти добавочных дней и перед новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Эвергетом».

В этих предписаниях перед нами первый и притом отчетливый проект системы високоса; мы разумеем под этим правила для начисления через определенное количество блуждающих лет одного лишнего или добавочного дня, причем целью такого начисления является удержание астрономического явления (в данном случае первого восхода Сириуса) на одной и той же дате в календарном году. Год Сириуса, это замечательное приближение к солнечному году, должен был заменить блуждающий счет. Впервые в календарь вводится единица, средняя величина которой состоит из дробного числа дней, именно 365¼; для нас это кажется очень простым, но для древней мысли это был большой шаг вперед. Однако эта правильно задуманная реформа в жизнь не прошла; египтяне и после канопского декрета продолжали вести счет лет по старинке, и только значительно позже император Август распространил на египетскую провинцию ту систему календаря, которую сами римляне при Юлии Цезаре заимствовали у египтян; таким образом, система счета времени, являющаяся результатом многовековых египетских наблюдений, была введена в действие в самом Египте по приказу завоевателя.

Так или иначе, с тех пор и по настоящее время египтяне-христиане (копты) и абиссинцы ведут счет в так называемых александрийских годах. В них, как и в древнем календаре, год состоит из 12 месяцев по 30 дней; затем следуют пять дополнительных дней, к которым один раз в каждые четыре года добавляется еще шестой дополнительный день. Нельзя не признать за таким календарем замечательной ясности и простоты; в сущности значительно дальше его мы сейчас не пошли: основные корни нашего календаря лежат в долине Нила; они созданы культурой, последние живые следы которой уже совершенно исчезли с лица земли около 2.000 лет тому назад.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.