Вы здесь

От трёх до семи (Пять уровней бытия человека VII)

 

Назад    Вперёд

Игра — единственная деятельность, доступная детям, и поэтому дети играют в свои игры не понарошку, а по-настоящему. Они не выделяют себя из игровой ситуации, дескать, есть игра, а есть серьёзная, нормальная жизнь вне игры. — Короче, каждый ребёнок всем своим существом живёт в игре.

«Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых» (Януш Корчак).

И ещё. С самого начала игры детей отличаются от игр животных главной своей особенностью: очеловеченностью, культурностью.

Животные иногда показывают чудеса ума и сообразительности. Но они, в отличие от детей, никогда не выходят за пределы ситуативной данности произвольно. Т.е. животные всегда в конкретной ситуации, здесь и теперь, или же они благодаря ассоциациям непроизвольно возвращаются в прошлое.

Дети же, наоборот, посредством символической деятельности, т.е. деятельности по оперированию со знаками, символами, смыслами, учатся в процессе игры произвольно выходить за пределы сиюминутной ситуации, произвольно переноситься мысленно в самые разные ситуации, в результате чего ребёнок постепенно готовится к познанию всего богатства человеческой культуры.

Например, у ребёнка в руках палка, но поскольку он играет, палка для него — ружьё. Ребёнок знает человеческий смысл ружья: оно бывает у солдат. И вот ребёнок мысленно перенёсся из обыденной ситуации в совсем другую ситуацию, он ощущает себя солдатом, стоит на часах… 

По мере развития ребёнка игра всё более и более усложняется.

Первый уровень детской игры: подражание цели действия.

Трёхлетний ребёнок, подражая матери, моет пол. Конечно же, никто от детей этого возраста не требует каких-либо результатов. Тем не менее, ребёнок в подражании стремится к цели действия: «Помогаю маме, чтобы чисто было». Обезьяна в аналогичной ситуации подражала бы всего лишь действию, т.е. делала бы вид, что моет пол, а как получится, чисто или нет, для неё не важно.

Второй уровень детской игрыролевая игра, которая начинается с трёх-четырёх лет. В ходе ролевой игры дети осваивают смыслы отношений между людьми, которые первоначально для ребёнка — тайна за семью печатями. Что значит, быть мамой, папой, продавцом, покупателем, врачом, учителем, школьником? — Ребёнок всего этого ещё не знает и не понимает.

Вот пример из жизни.

 

В книжном магазине людей очень мало, тихо и спокойно. Вдруг прозвучал громкий, чёткий, уверенный возглас трёхлетней девочки: “Тётя. Дай книжечку.“ В ответ слышится глухой и тусклый голос продавца: “Пусть мама купит.“

— Тётя! Дай книжечку (Её голос звучал ещё более требовательно и настойчиво).

— Пусть мама купит.

Девочка требует книжечку столь чётко и убедительно, что я на месте тёти отдал бы ей весь книжный магазин. Но тётя знает своё дело и на каждую просьбу девочки твердит одно: “Пусть мама купит.“


Эта девочка пока ещё не понимает, что вещи в магазине можно получить только в обмен на деньги. Самый простой и естественный путь получения такого понимания, — игра в магазин.

Третий уровень развития детской игры — игра по правилам.

Это более высокий уровень игры, потому что предполагает знание правил игры и умение их выполнять, и, главное, ребёнку нужно правильно общаться с другими участниками игры, чтобы управлять их поведением, требуя от них выполнения правил игры.

Кроме того в играх по правилам существенно меняется мотивация. Теперь цель игры не только получить удовольствие, но, что очень важно, хочется выиграть, победить! Т.е. игра перестаёт быть только процессуальной деятельностью, она становится отчасти деятельностью результативной.

Итак, игра в процессе своего развития постепенно превращается в результативную деятельность, приготавливая ребёнка к учению и труду.

Наконец, игры стимулируют интеллектуальное развитие детей. Как доказал выдающийся французский психолог Жан Пиаже каждый ребёнок является маленьким исследователем, изучающим окружающий мир примерно такими же приёмами и методами, какие приняты в науке.

Недаром А. Эйнштейн, ознакомившись с опытами Ж. Пиаже, заметил, что изучение физических проблем — детская игра по сравнению с загадками детской игры.

Назад    Вперёд

©   А. А. Дмитриевский.