Вы здесь

Россию будем позорить?

 

Вчера был день сдачи ЕГЭ  по математике. Поэтому и тема сегодня математическая...

 

Россию будем позорить?

 

С таких слов я обычно начинал экзамен по математике для студентов-заочников факультета ФБЖ. Однажды студент, работающий в ФСБ, мне возразил:

— Мы Россию защищаем.

— А сегодня будем позорить! — поправил его я.

Дело вот в чём.

Раньше, лет двадцать тому назад, учителя математики в Германии, например, знали, что если человек со средним образованием приехал из СССР, то его экзаменовать не надо, — пустая трата времени; потому что всё, что положено в пределах средней школы он знает, и знания его прочные.

Теперь, увы, не так. Сегодня российское образование — не значит качественное.

Раньше Россия была лучше всех, а теперь как все, — это и есть "Россию позорить".

Сегодня, если зачёт или даже экзамен по математике стоит в зачётке, ещё не означает, что человек хоть что-то понимает в этой науке.

Но, не буду обобщать. Вернусь в ту ситуацию, когда пришлось "позорить".

Для факультета ФБЖ, а тем более для студентов-заочников математика, — самый непрофильный предмет. Это и в учебном плане отражено: математика преподаётся в установочную сессию в конце октября, а сдаётся в первую зимнюю сессию. Т.е. математика в учебном плане, — предмет "до кучи".

И вот представьте, — за ноябрь и декабрь студенты должны: жить и работать, может быть, не на одной работе, воспитывать детей, и сверх того изучить десяток учебных предметов, в том числе, и математику (основные идеи аналитической геометрии, начала линейной алгебры, дифференциального и интегрального исчислений)!

Это просто невозможно! Такое выше сил человеческих!

И если в октябре, когда я им преподавал, примерно 20% как-то "цеплялись", т.е. пытались что-то делать, что-то понимали, иначе говоря, были обучаемы, то к зачёту никто ничего не знал и не умел.

И вот я провожу зачёт. Из двух простейших вопросов (вроде: чему равно у' = (е2)'. Ответ у' = 0, т.к. е2 = const.) лишь на один вопрос отвечают только несколько человек. А вся толпа вообще ничего не знает!

Выяснилось, что некоторые студенты были совершенно не готовы к обучению. Например, встречались люди, которые  выражения типа y = sin2x воспринимали не как высказывания на математическом языке, а как иероглифы, картинки и просто перерисовывали формулы!

И я был вынужден ставить всем зачёт! А на каком основании я мог бы кому-то поставить зачёт, а кому-то нет? Если вся толпа ничего не знает! А никому не поставить зачёт и тем самым закрыть обучение на заочном отделении факультета ФБЖ невозможно, — вместо меня нашли бы другого, кто всем бы всё поставил.

А, может быть, я просто не дорабатывал? Тоже нет! Эверест, упираясь плечом, на новое место не передвинешь.

Здесь я описываю самое худшее, с чем пришлось встретиться, когда работал на кафедре математики. На других факультетах по-разному, но, в общем-то, ситуация получше.

Свою проблему я решил просто — при первой же возможности перешёл на кафедру психологии…. От греха подальше. Но кто-то пришёл на моё место и испытывает, наверное, как и я когда-то, нравственные муки.

А вчера я долго думал, стоит ли выносить "сор из избы"? Всё-таки в пединституте я проработал 36 лет, — и молчал, а теперь, вдруг, прорвало! Но потом решился: это же секрет Полишинеля, все об этом знают!

И вообще, НТГСПА — средний ВУЗ, не хуже многих других.

А на западе что творится? Задорнов издевается над американцами, то что они тупые. Может он слишком утрирует?

Нет! Ещё раз нет!

Вот что писал недавно почивший академик Владимир Игоревич Арнольд в интервью "Путешествие в хаосе":

"Американцы тут же создали общенациональную комиссию по образованию, чтобы определить круг проблем, вопросов и задач, которые старшеклассник должен уметь решать при поступлении в университет. Комитет по математике возглавил нобелевский лауреат Гленн Сиборг. Он составил требования к выпускнику школы. Главное из них - умение сто одиннадцать разделить на три!" (без компьютера)

"Более того, 80 процентов современных учителей математики в Америке понятия не имеют о дробях, не могут сложить половину с третью. А среди учеников таких — 95 процентов!"

А мы, россияне, дурного примера не стыдимся и подражаем. А значит позорим Россию!

Но ладно, это всё частности, а суть то в чём?

— В том, что мы все изолгались.

Я лгал, вынужденно, когда ставил всем зачёт, только чтобы от меня отвязались. Студенты всей душой одобряли враньё, — потому что это им выгодно.

Но главные лжецы, — начальство. Не знаю, какое. То ли институтское, то ли ещё выше. Это они напринимали необучаемых студентов, это они поставили в учебный план математику и не оставили для студентов ни малейшей возможности изучить её.

Вот он главный позор России, — мы все изолгались. А нужно жить по правде!

© А.А. Дмитриевский

 

Комментарии (2)

Сергей - Чт, 01/07/2010 - 14:16

Вот, например, высказывание российского математика Н.А.Дмитриева: "Решение сложных примеров, особенно с простыми дробями, в большом количестве бесполезно практически, не помогает усвоению по существу серьёзных вопросов... Простые дроби встречаются очень редко, в технике с ними упражняться нет никакой надобности" :)
Ссылка на статью не работает, поэтому удалена (админ).
admin - Чт, 01/07/2010 - 21:07

Сергей! Спасибо за комментарий и за ссылку на очень интересную статью. Всем рекомендую прочитать материал целиком.
Что касается сути комментария, то в двух словах не ответить. В июле-августе будет несколько сообщений об обучении, в том числе математике.