А теперь подведём итоги вышесказанному. Если принять за начальную точку момент зачатия, то развитие будет состоять из 12 периодов, причём первый, эмбриональный период будем считать нулевым. Эти периоды таковы:
0 — эмбриональный,
1 — младенчество,
2 — раннее детство,
3 — дошкольное детство,
4 — младший цокольный возраст,
5 — подростковый возраст,
6 — юность,
7 — профессиональное становление,
8 — профессиональное дозревание,
9 — вершинный период (период стабильного функционирования),
10 — угасание в стадии компенсации,
11 — угасание в стадии декомпенсации.
Все эти периоды укладываются в следующую Схему развития:
На Схеме выделяются четыре стадии.
1. Стадия зависимости, когда развитие ребёнка происходит в рамках сначала физиологической, а потом психологической диады мать-дитя.
В это время немаловажную роль играет физическое развитие, которое особенно вначале не является самостоятельным. И для психического развития ребёнка на этой стадии, происходящего в условиях симбиотической диады мать-дитя, тоже характерна несамостоятельность.
2. Стадия неполной самостоятельности, когда развитие ребёнка определяется влиянием общества, опосредованным, главным образом, через влияние семьи и школы.
Вторая стадия начинается сразу после кризиса трёх лет и длится следующие три периода. В это время психическое развитие ребёнка управляется автономным сознанием, однако, развитие ребёнка во многом определяется психологической атмосферой семьи, а также запросами общества. В конце второй стадии, в подростковом возрасте ребёнок постепенно высвобождается из психологической атмосферы семьи.
3. Стадия обретения полной самостоятельности, проходит под знаком завершения профессионального становления и социализации индивида, таким образом, цели, развития оказываются достигнутыми.
4. Стадия перевала через вершину и угасания. Основным содержанием этой линии является творческая активность учителя.
Наконец, первые три стадии составляют восходящую ветвь развития, а последняя стадия - нисходящую ветвь. На схеме имеются три линии развития:
1. Личностная линия,
2. Линия профессионального развития,
3. Линия свободного творчества.
Каждая из этих линий делится на две половины — процессуальную эпоху, когда содержание, суть, смысл линии ещё только намечаются, и результативную, когда развитие, составляющее суть данной линии, реализуется в полной мере и венчается результатами.
Первые две линии описаны выше достаточно подробно, а теперь рассмотрим линию свободного творчества, третью по счёту.
Её началом является пятый, подростковый период. Это время освобождения ребёнка из психологической атмосферы семьи, а также первые попытки освобождения из психологической атмосферы общества.
Известно, что показателем развития человека является уровень его самостоятельности и свободы. Свободное творчество возникает тогда, когда человек становится свободным от всех ограничений, откуда бы они ни исходили. Но свободное творчество не просто свобода, это конструктивная, действенная свобода, это свобода в решении, как своих личных проблем, так и проблем других людей.
Пустая, безответственная свобода, просто бегство из общества, пусть даже замаскированное высокими целями, такими как, например, служение Богу, не является действенной свободой.
В чередовании периодов для третьей линии, как и для первых двух, характерна двойственность. Однако если для первых двух линий характерно чередование мотивационно-личностных и операционно-интеллектуальных периодов, то теперь нечётные периоды проходят под знаком эмансипации от общества, а чётные, наоборот, под знаком сближения с обществом.
Итак, первый период линии свободного творчества совпадает с подростковым возрастом (если считать от рождения, то с пятым). Это время поиска свободы, когда подросток в психологическом смысле эмансипируется от семьи, а также предпринимает первые попытки эмансипироваться от общества. Впрочем, в это время подростки скорее играют в свободу, чем по-настоящему стремятся к ней.
Сообща проблемы психологической эмансипации решать легче, поэтому подростки склонны к созданию своей собственной субкультуры. И неудивительно, так как свободное творчество — это всегда ничто иное, как творческое созидание (суб)культуры.
На втором периоде линии свободного творчества (от рождения — на шестом) целью развития является овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, в результате чего индивид будет готов к профессиональной деятельности и достигнет социальной зрелости. Поэтому будущий учитель "возвращается", вместе со своими сверстниками, в общество взрослых, учится в педагогических классах школ, педагогических училищах и пединститутах, прекрасно понимая, что без полноценного образования плодотворная педагогическая деятельность и социальная зрелость невозможны. А в таком случае свобода от общества, пусть даже творческая, немного стоит.
Третий период (если считать от рождения, то седьмой) линии свободного творчества характеризуется ростом осознанности развития, а также постановкой задач будущего развития учителя. Учитель на деле убеждается, что педагогическая работа открывает широкие возможности для творчества и осознанно начинает искать конкретные пути реализации своего творческого потенциала.
Четвёртый период (от рождения - восьмой), - начало результативной эпохи линии свободного творчества. В этот период происходит дозревание учителя, как профессионала, а также окончательное овладение технической стороной педагогической деятельности, что на следующих периодах обеспечивает полноценную творческую активность учителя.
А теперь рассмотрим значение вершинного кризиса лет для жизни человека.
Расцвет творческой активности учителя приходится на следующий, пятый (девятый) период. К этому времени завершилась и первая, личностная, и вторая, профессиональная линия развития. Вершинный кризис и следующий за ним инсайт, — первый кризис и первый инсайт, природа которых определяется исключительно лишь линией свободного творчества.
Поэтому если творческая активность учителя оказалось, в силу каких-то причин, угнетённой, то учитель не получит от вершинного кризиса импульса для дальнейшего развития. Тогда этот кризис не завершится инсайтом, и угасание деятельности учителя начнётся практически сразу же после этого кризиса.
Наоборот, после удачного разрешения вершинного кризиса неизбежен дальнейший расцвет творчества учителя.
Шестой (десятый) период творческой линии описан выше как угасание в условиях компенсации. Однако, как период творческой линии он имеет свою специфику, а именно, творческий человек, создавший что-то ценное, находит удовлетворение и черпает немалые силы в том, что он делится своими достижениями с обществом, воспитывая последователей и единомышленников.
Более обобщённо особенности психического развития рассмотрены в другой работе автора [13].
Представленная в данном параграфе возрастная периодизация характерна, по-видимому, не только лишь для профессиональной судьбы учителя. Представители других профессий, — врачи, шофёры, юристы, музыканты, чиновники, актёры испытывают аналогичные периоды развития.
В связи с этим удовлетворённость человека своей профессиональной судьбой зависит от того, в какой мере ему удалось реализовать детский и подростковый сценарий. А если эти два сценария противоречивы, то профессиональная судьба может иметь в середине жизни крутой излом (См. пример (138)).
В любом случае человек должен прислушиваться к тенденциям своего развития, к энергиям, которые зреют в глубине его души и следовать им в той мере, в которой это возможно для человека, вынужденного подчиняться требованиям общества.
Добавить комментарий