Агрессивность и агрессия

Агрессивность — это явное или скрытое желание причинить кому-либо или чему-¬либо вред, и возникающая в связи с этим готовность причинить вред или готовность угрожать выполнением вредоносных действий.

Любой единичный акт проявления агрессивности будем называть агрессией. Итак, агрессивность — это свойство психики, а агрессия — поведенческий акт.

Отметим, что обыденные представления об агрессивности и агрессии несколько расходятся с приведёнными здесь определениями.

В частности, обыденное представление об агрессии неявно содержит в себе негативное отношение к ней. Поэтому с точки зрения обыденных представлений защита от агрессии не считается агрессией: "дать сдачи" — это справедливо. Но, согласно приведённому определению, защита от агрессии может быть агрессией, а может и не быть, всё зависит от того, имеется стремление причинить вред или нет.

(164) Во время контрольной работы сосед по парте приставал к девочке, чтобы та решила ему задачу. Девочка терпела, терпела, но потом рассердилась и с шумом сбросила его письменные принадлежности на пол. Учитель выгнал девочку с урока и поставил ей двойку за плохое поведение.

В данной ситуации агрессором является девочка. Сосед по парте ей, конечно же, мешал, но он не стремился причинить вред. Его поведение, вынужденное и неуклюжее, вообще-то говоря, можно было стерпеть. В большинстве случаев так и бывает. Но девочка не стала терпеть и действовала, руководимая желанием причинить вред.

Агрессия — явление многоплановое, её различают:

— По субъекту агрессии.

Возможна индивидуальная агрессия, когда субъектом агрессии является один индивид и групповая, совместная агрессия, когда в качестве субъекта агрессии выступает группа людей. Кроме того, возможна агрессия на уровне социума: войны, в том числе гражданские, а также вооружённые конфликты.

— По объекту агрессии.

Возможна аутоагрессия, направленная на себя, и агрессия в межличностных отношениях, когда вред причиняется другому человеку или группе людей, кроме того, агрессия может быть направлена на социум (войны, терроризм). Наконец, объектами агрессии могут быть животные, растения и неживые предметы.

— Агрессия различается по уровню воздействия; возможный диапазон — от скрытой угрозы до физического насилия, угрожающего самому существованию объекта, на который направлена агрессия.

— У человека агрессия имеет свои особенности. Во-первых, она может возникать неосознанно или, наоборот, агрессивная реакция может контролироваться сознанием, во-вторых, агрессия может проявляться вербально, в словах, или невербально, посредством мимики, вредоносных действий и т.п.

Личностная и ситуативная агрессивность.

В опроснике Спилбергера различаются личностная и ситуативная тревожность. Точно также полезно различать личностную и ситуативную агрессивность.

Личностная агрессивность — это готовность к проявлению агрессии вообще. У человека, как известно, имеется определённое отношение к различным проявлениям агрессивности, имеются также установки относительно возможности агрессивного поведения. Любые события, происходящие в окружении человека, воспринимаются им с личностных позиций, приобретая тот или иной личностный смысл. Всё это, взятое вместе, обуславливает личностную агрессивность.

Ситуативная агрессивность, как следует из названия, конечно же, зависит от ситуации, но не следует забывать, что агрессивность является, в первую очередь, свойством психики, а не ситуации.

Поэтому ситуативная агрессивность — это повышенная готовность проявить агрессию здесь и теперь, т.е. в данной конкретной ситуации.

(165) Молодая учительница не умела управлять классом. Учащиеся отвергали учительницу и нередко были грубы с ней. Дисциплина на её уроках постепенно ухудшалась. Тем не менее, учительница на уроках старалась быть спокойной, пыталась управлять классом без крика, угроз и наказаний.

Но, вот настал момент, когда учительница совсем потеряла над собой контроль. Вызвав к доске неформального лидера класса, плохо успевающего по её предмету, она унижала и оскорбляла его как будто за то, что он не справился с заданием. На самом же деле учительница хотела показать, что конфликтовать с ней опасно. Ей казалось, что если она основательно ”пропесочит” непослушного школьника, так, чтобы другим неповадно было, то дисциплина в классе наладится сама собой. Она старалась быть по-настоящему сердитой и агрессивной.

Ученик терпел, терпел, потом рассердился и выбежал из класса. Этот случай стал последней каплей, после чего все учащиеся отказались обучаться у этой учительницы. Вскоре она уволилась из школы.

В рассмотренном примере личностная агрессивность учительницы невелика. Единичный случай агрессивного поведения следует расценить как проявление ситуативной агрессивности.

Сущность агрессивности.

Сущность агрессивности, несмотря на усилия множества учёных, до сих пор не ясна, тем более что разные научные направления в психологии трактуют агрессивность по-разному. Не известно также, является ли агрессивность наследственным или приобретенным качеством, поскольку есть убедительные свидетельства в пользу обеих точек зрения.

Агрессивность присуща нашим ближайшим родственникам — приматам. Согласно Д. Гудол, шимпанзе способны физически истреблять самцов враждебной группы [12].

Что касается человека, то агрессивность для него — явление типичное. З.Фрейд считал, что в человеке заложен особый инстинкт уничтожения — мортидо, а соответствующая энергия наравне с энергией либидо является главной движущей силой психики. Поэтому агрессивность, как типичное проявление мортидо, представляется неотъемлемым качеством психики любого человека.

Тем больший интерес представляет сообщение Mead, согласно которому существуют племена, для которых агрессивность неведома [12].

Агрессивность и темперамент, агрессивность и характер.

Агрессивность зависит от динамических особенностей психики, т.е. от темперамента. Для флегматиков агрессия не характерна, они проявляют её лишь в самых крайних случаях, когда удержаться от неё практически невозможно. Сангвиники склонны к ситуативной агрессии, и как только им покажется, что ситуация изменилась к лучшему, они сразу же прекращают агрессивное поведение. Меланхолики, с их интроверсией, склонны к аутоагрессии. Холерики — экстраверты, поэтому для них характерна внешняя агрессия, направленная на окружающих.

Соотношение между агрессивностью и характером, трактуемым как множество привычных способов поведения, формируемых в процессе деятельности человека, оказывается неоднозначным. С одной стороны, агрессивность способствует формированию таких способов поведения, при которых проявляется агрессия. С другой стороны, если у человека сформировались способы поведения, которые можно расценивать как агрессию, то, реализуясь в силу привычки, они могут имитировать агрессивность, которая на самом деле отсутствует. В связи с этим соотношение между агрессивностью и характером неизбежно противоречиво.

Тем не менее, для разных характеров типичны различные способы проявления агрессивного поведения. Если рассматривать акцентуированные характеры, как крайние варианты нормы, то можно отметить следующее.

Акцентуаты с избыточностью психических энергий обычно направляют агрессию вовне. Гипертимные акцентуаты могут быть очень агрессивны в отношении того, кто ограничивает их стремления и желания и, при этом, не переключил их энергию в социально приемлемое русло. В психике эпилептоидов обычно накапливается душевное напряжение, которое неожиданно прорывается в виде агрессивного поведения, направленного на первого встречного. В некоторых классификациях акцентуаций характеров выделяется параноидальная акцентуация, люди с параноидальной акцентуацией склонны проявлять агрессию в отношении всех тех, кто не признаёт важность и ценность их идей, целей и способов их достижения.

Акцентуаты с недостаточностью психических энергий, такие как сензитивные, астеноневротические, психастенические, конформные, обычно направляют агрессию на себя, так что внешне она не проявляется.

Проекция агрессивности.

Агрессивность — такое качество, которое люди считают отрицательным. Поэтому далеко не все склонны признаваться себе в том, что они агрессивны; агрессивность приписывается кому угодно, но только не себе. Такое явление, как известно, называется проекцией.

В частности, естественное поведение животных люди нередко интерпретируют как агрессивное. В этом нас убеждают те случаи, когда агрессивное поведение отсутствует, а мы думаем, что оно имеется. Например, пищевое поведение хищников нельзя считать агрессивным, — им же нужно чем-то питаться, но люди думают, что поведение хищников является образцом агрессивного поведения. Итак, наблюдая за животными, человек как бы смотрится в зеркало и нередко видит в нём лишь свою собственную агрессивность.

Человек может проецировать свою собственную агрессивность на других людей. Интересный пример приведён в книге Карнеги [17], где описывается случай с мистером Кроули по прозвищу "Два пистолета". Этот преступник, проявив чудеса агрессивности и жестокости, считал, что в его груди бьётся "усталое, но доброе сердце, которое никому не причиняло зла". Ему казалось, что все люди вокруг него агрессивны, а он всего лишь защищался.

Агрессивность, как черта личности.

Разные теории личности, основанные на факторном анализе, по-разному трактуют агрессивность.

В 16-факторном личностном опроснике Р.Кеттела такой черты личности как агрессивность вообще нет. Она "растворяется" в других чертах личности: эмоционально-устойчивый — эмоционально-неустойчивый, подчиняющийся — доминирующий, осторожный — ищущий приключений, самоуверенный — тревожный, расслабленный — напряжённый, неуправляемый — управляемый.

Согласно Р. Мейли личность характеризуется 33 чертами. Одна из этих черт — агрессивность, которой противостоит доброта. Но, среди остальных 32 качеств есть довольно много таких, которые имеют непосредственное отношение к возможности агрессивного поведения: спокойствие — невротичность, добросердечие и мягкость — злобность и чёрствость, экспрессивность — сдержанность [24].

Налицо противоречивость трактовки понятия "агрессивность" даже в рамках одного и того же подхода.

Это не удивительно. Противоречия возникают потому, что агрессивность не является непосредственно наблюдаемой чертой психики. Непосредственно наблюдается не агрессивность, а поведение, которое можно предположительно оценивать как агрессивное.

Так что о наличии агрессивности, как таковой, приходится лишь догадываться. Например, в случае (35) явный вред налицо, скорее всего вред нанесён по неосторожности, т.е. никакой агрессивности нет. Но можно ли утверждать, что такое поведение не является искусно скрытой агрессией? Может быть, девочка, после того как учительница ушла домой переодеваться, говорила своим подругам: "Как я ловко искупала Тортиллу! (прозвище учительницы). Ей очень полезно поплавать!"

В процессе психологического исследования можно более определённо судить об уровне и о характере агрессивности изучаемого субъекта. Однако и здесь есть свои трудности.

Известен лишь единственный опросник Басса-Дарки, специально предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Шкалы агрессивности есть также в некоторых других опросниках, например, в личностном опроснике Эдвардса [6].

Методики, применяемые практическими психологами, чаще всего не прямые, а косвенные; они изучают не агрессивность, как таковую, а другие психологические особенности испытуемого, имеющие непосредственное отношение к агрессивности. Это многочисленные тесты по изучению темперамента, эмоциональной возбудимости, тревожности (опросник Спилбергера [29], школьной тревожности по Филлипсу [3]), это тесты, выявляющие акцентуации характера, особенности поведения в конфликтных ситуациях (тест К.Н.Томаса [3, 33), проективные методики, такие как "Несуществующее животное", "ДДЧ", "КРС" [3, 21] и т.п.

Несмотря на трудности экспериментального изучения агрессивности и на некоторую, неизбежно присущую понятию "агрессивность" противоречивость, методологический аппарат психологии деятельности позволяет преодолеть возникающие проблемы и ответить на вопрос, как обуздать агрессивность.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.