Для нашей культуры характерен чрезмерный перекос в пользу наказаний, а не поощрений. Можно добросовестно работать десятилетиями и не получить заметных поощрений. Но стоит хотя бы чуть-чуть оступиться пару раз (один раз, возможно, простят), как незамедлительно последует наказание. Более того, репутация будет безнадёжно испорчена, а спустя пять или десять лет будут вспоминать о проступке так, будто это случилось вчера.
Поэтому неудивительно, что ситуация оценивания деятельности для учителя, преподавателя оказывается потенциально опасной.
(162) Один пожилой преподаватель психологии с удивлением заметил, что критические замечания в свой адрес воспринимаются им в штыки. И это несмотря на то, что они исходят не о начальства, а от дружественно настроенных коллег и объективно очень полезны.
Впрочем, в его жизни бывало всякое. Случалось, что критика бывала обидной и несправедливой. В примере (42) говорится как раз об этом преподавателе.
Обратившись к своему внутреннему миру, он обнаружил, что защитная реакция на критику сформировалась у него ещё в школьные годы, когда критика со стороны учителей сопровождалась, как правило, наказанием: двойкой, ругательной записью в дневнике и т.п. Преподавателю пришлось немало поработать над собой, чтобы хотя бы отчасти ослабить стереотипное защитное реагирование на критику.
Стереотипная реакция на критику редко бывает адекватной. На критику следует реагировать сознательно и с полной ответственностью за свои действия.
Рассмотрим теперь обратный пример, случай бережной и доброжелательной критики.
(163) Двум рядовым преподавателям кафедры теоретической физики пришлось посетить, в порядке взаимопосещений, лекцию своего коллеги по электродинамике. Лекция была прочитана довольно технично, без явных изъянов.
Однако, лекционный материал, а речь шла о специальной теории относительности, преобразованиях Лоренца, был предъявлен слушателям неинтересно и слишком формально. Смысл множества написанных на доске формул остался непонятным и для студентов, и, наверное, даже для самого преподавателя.
Несмотря на то, что имелись все основания для довольно резкой критики, посетители хорошо отозвались о лекции. Затем, чтобы защитить лектора от начальства, в книге регистрации открытых занятий была сделана запись о том, что лекция была изумительной, что она прочитана на высоком научном и профессиональном уровне.
И лишь потом, осторожно и деликатно, посетители высказали свои претензии. Они сказали: ”Теорию относительности можно излагать понятно и изящно. Есть даже такая книга ”Теория относительности для домохозяек”. Почитай книги, где теория относительности излагается красиво, без лишних усложнений. И сам получишь удовольствие, и студентам будет польза!” При этом не прозвучало ни малейшего осуждения или недоброжелательности.
Потом сам лектор слегка покритиковал посетителей, нашёл за что! Взаимный паритет был восстановлен. Правда, у всех преподавателей остался лёгкий неприятный осадок в душе, потому что пришлось говорить и выслушивать неприятное. Но это не беда, ради дела можно потерпеть.
Педагогическая работа чрезвычайно сложна и многогранна. При желании можно найти изъяны в деятельности практически любого учителя, преподавателя, воспитателя. Это притом, что подавляющее большинство педагогических работников — добросовестные, старательные люди, они без лишних понуканий делают всё, что в их силах.
Поэтому, оценивая деятельность педагогического работника, нужно исходить из презумпции добросовестности. Это значит, что педагогический работник заранее считается добросовестным, что он старается, делает всё, что в его силах. Изъяны в работе — не его вина, а его беда. Педагогического работника за изъяны в работе наказывать не следует, наоборот, его нужно поддержать, оказав помощь в устранении недостатков. Помощь может быть в виде доброжелательной критики, советов или каких-либо действий, направленных на улучшение условий труда, на повышение уровня профессионального мастерства работника и т.п.
Складывается совсем иная ситуация, если необходимая помощь оказана, а улучшений нет. Тогда вся ответственность за изъяны в педагогической работе переходит к педагогическому работнику.
Добавить комментарий