В личности учителя под давлением профессиональной деятельности постепенно изменяется многое. Меняются особенности мышления, речи, общения, особенности восприятия учителем класса в целом, и отдельных учеников в частности.
С возрастом неизбежна профессиональная деформация личности учителя, проявляющаяся в упрощённом подходе к возникающим перед учителем проблемам, а также в мыслительных и речевых стереотипах, потому что учителю, преподавателю годами приходится говорить одно и то же.
Кроме того, вследствие неизбежных упрощений при изложении учебного материала формируются схематичность, излишняя прямолинейность и негибкость мышления, поучающая манера говорить и стремление к чрезмерности пояснений.
Со временем формируется также излишняя обобщённость в восприятии учеников, а необходимость управления классом нередко порождает чрезмерную авторитарность, властность и категоричность в поведении учителя.
Несомненно, что перечисленные особенности личности учителя могут стать причиной психотравмирующих ситуаций. Поэтому хотелось бы проследить за возникновением и динамикой развития этих особенностей, научиться ими управлять, но, для подробного их изучения фактических данных недостаточно.
Прочитав эти несколько абзацев, можно подумать, что работа учителя вредна для психического здоровья.
Конечно же, это не так! Наоборот, профессия учителя открывает широкие перспективы для развития личности, потому что под давлением профессиональной деятельности формируются не только отрицательные, но и многие положительные качества, причём положительного гораздо больше.
Рассмотрим, к примеру, речь. Многие особенности речи, безусловно, врождённые или же формируются как первичные автоматизмы, и, следовательно, не контролируются сознанием. Речь, однако, — необходимый инструмент в работе учителя, поэтому за многие годы профессионального "говорения" можно многому научиться.
Вот первый, пришедший в голову пример:
(154) По телевидению выступает пожилая женщина. Поражает красота её речи: правильное произношение, безупречная интонация. Пусть не обижаются на автора артисты и дикторы телевидения, но ни один из них не владеет речью столь безупречно, как эта женщина. Сразу же возникла уверенность, что она — учительница. И, действительно, оказалось, что выступала заслуженная учительница России.
Автору известен также один случай, когда преподаватель института вначале сильно заикался, но потом научился довольно гладко читать лекции. Заикание в его речи проявлялось лишь при сильном волнении.
Добавить комментарий