Поведение любого человека, в том числе учителя, преподавателя, определяется состоянием его потребностно-мотивационной сферы. Бывает, что процессы, протекающие в мотивационной сфере, проявляются в виде неодолимой силы.
Вот примеры, когда преподаватель пытался добросовестно работать, но не получилось.
(149) Близился конец учебного года. Осталось прочитать ещё две лекции. За год накопилась нестерпимая усталость, усугубившаяся тем, что преподаватель был недостаточно опытным, курс педагогической психологии он читал второй раз. Из-за усталости очень не хотелось работать.
Но мало ли кому что не хочется! Поэтому лекция была подготовлена. Осталось только не забыть конспекты дома. Прежде чем выйти из дома, преподаватель, трижды проверил, взял ли он с собой конспекты. А когда началась лекция, он с ужасом обнаружил, что принёс из дому не те конспекты (фрейдовская ошибка)! В общем, получилось так, что преподаватель на лекции не мог и слова вымолвить. В терминах трансактного анализа угнетение речевой активности можно интерпретировать так, что ”электрод” был выключен (§11).
Делать нечего, пошёл домой за конспектами. Спустя пятьдесят минут нужные конспекты были разложены на столе, лекция возобновилась. И ладно бы, если они в самом деле понадобились! За оставшиеся полчаса лекционного времени преподаватель ими ни разу не воспользовался (речевая активность разрешена, ”электрод” включён).
В итоге, если отвлечься от деталей, получилось, что преподавателю очень не хотелось читать лекцию, и что же? Он по-настоящему её и не читал, а прогуливался из института домой и обратно.
(150) В тот день преподаватель должен был провести десять часов занятий. Это конечно тяжело, но молодому человеку всё по силам. Последнюю, пятую пару поставили в расписание совсем недавно, поэтому изменение расписания не вполне закрепилось в его памяти.
И вот подошло время читать лекцию. В аудитории собрались студенты. Темнело, но было видно, что на улице ожидает пассажиров автобус, на котором можно уехать домой. Преподавателю вдруг показалось, что вся работа уже выполнена, что пятой лекционной пары в расписании нет, и не было (вытеснение).
Он сказал студентам: ”Что вы тут сидите? Автобус вот-вот уедет! Собирайтесь скорее!” И на глазах у удивлённых студентов надел верхнюю одежду и выбежал на улицу!
Студенты, как ему показалось в этот момент, вели себя немного странно: старосты что-то пытались объяснить, но это не доходило до него (сопротивление). Остальные студенты сидели спокойно, домой не собирались. Преподаватель подумал, что, наверное, у них должно быть какое-то занятие, но то, что он сам должен вести это занятие, — совсем вылетело из головы!
Находясь в автобусе, он очнулся. Быстро, как только мог, на такси вернулся в институт. Опоздание на лекцию составило всего лишь десять минут, но было уже поздно, студенты, естественно, разошлись по домам.
Два последних случая произошли с одним и тем же человеком, которого можно назвать работоголиком (трудоголиком), т.е. индивидом, для психики которого характерен синдром возмездия за бездеятельность. Такому человеку кажется, что он должен как можно больше работать, так как всё его благополучие основано на работе, и если он хотя бы чуть-чуть отдохнёт, то может случиться непоправимое. Неудивительно, что преподаватель без колебаний перегружает себя работой, но при этом неизбежны срывы.
На учителей-трудоголиков похожи учителя с чрезмерно высоким уровнем притязаний. У последних Я-концепция такова, что они считают ниже своего достоинства в чём-то уступать своим коллегам. Такие люди всегда и во всём должны быть первыми. Они тоже перегружают себя работой, пытаясь гарантированно добиться успеха. Обычно учителя с высоким уровнем притязаний трудятся добросовестно, честно добиваясь своего превосходства над другими.
Добавить комментарий