Особенности профессионального общения учителей во многом зависят от их установок.
(147) Ученица первого класса принесла на урок труда все необходимые вещи: пяльцы, материал, нитки, тетрадь и т.п. Всё, кроме иголки. Узнав, что у девочки нет иголки, учительница сказала: “С вещами на выход! Дневник давай!” Она поставила в дневник огромную единицу за то, что девочка была не готова к уроку.
Ситуация развивалась молниеносно, и всё же, девочка успела подумать:
”Ладно бы у учительницы не было бы ни одной лишней иголки! Но у неё на столе разложено два десятка самых разных иголок: и больших, и маленьких, и толстых и тонких!
И ещё! Пятёрки учительница обычно ставит маленькие-маленькие, которые почти не видно, а единицу поставила большущую, во всю страницу!”
Затем учительница выгнала девочку с урока и приказала прийти в школу с родителями. Оказавшись в коридоре, девочка долго плакала. Её успокаивал мальчик из третьего класса, такой же, как она, бедолага: его тоже выгнали с урока.
Об этом случае рассказала студентка третьего курса худграфа. Эта история случалась с ней более десяти лет назад, но, всё равно, во время рассказа лицо студентки выглядело по-детски обиженным.
В данной ситуации проявилась установка учительницы: ”Жестоко наказать, чтобы неповадно было!” Отметим, что дети в начальной школе не в состоянии дать отпор чрезмерной жестокости учителя, поэтому самим учителям следует заботиться о том, чтобы не допускать подобных случаев.
Психотравмирующие ситуации могут возникнуть буквально на пустом месте из-за установки учителя на конфликтное поведение или из-за установки учителя оскорбить, унизить ученика, особенно тогда, когда ученик и в самом деле заслужил наказание, так что учитель уверен в своей правоте.
Добавить комментарий