Однако возможен и иной взгляд на жизнь человека. Жизнь не является перманентным развитием, многое в жизни человека можно представить состоящим из трёх фаз: развитие — стабильное функционирование — угасание, причём угасание естественным образом подразделяется, по крайней мере, на два периода, а именно, угасание в условиях компенсации и угасание в условиях декомпенсации. Тогда, вся жизнь человека и, в частности, жизнь учителя будет представляться состоящей из 8+1+2=11 периодов.

Интересно, что в возрастной периодизации Эгани Коуэна [1] тоже 11 периодов, причём периодизация, описываемая в настоящей книге и периодизация Эгани Коуэна поразительно похожи.

А теперь рассмотрим девятый, если считать от рождения, период в судьбе учителя, который можно назвать периодом стабильного функционирования.

Этот период нередко начинается с ярко выраженной связки кризис-инсайт. Соответствующий кризис, который можно было бы назвать кризисом профессиональной зрелости, приходится на возраст 35 — 40 лет, длится не менее года, и, может быть, даже несколько лет. Самое интересное, что кризис возникает как бы на пустом месте. В возрасте 35 — 40 лет человек уже крепко стоит на ногах, он сложился как профессионал, подрастают дети. Что ещё нужно?

По-видимому, причина кризиса в том, что все проблемы предыдущего этапа решены, все выборы сделаны, развитие остановилось. А человеку хочется, чтобы его жизнь не стояла на месте, а развивалась, чтобы она была захватывающим приключением. Перспектива функционировать автоматически, в полуживом состоянии ещё несколько десятков лет человека не устраивает. В этом состоит суть кризиса профессиональной зрелости.

В молодости жизнь кажется бесконечной, а в возрасте 35-40 лет человек всем своим существом начинает ощущать, что его жизнь близится к концу. Впрочем обычно это не является причиной страхов или беспокойства, просто человек начинает больше ценить отмеренные ему мгновения жизни, радуется каждому успешно прожитому дню. Кроме того, в возрасте 35-40 лет человек впервые оценивает свою жизнь в целом, впервые подводит итоги своим успехам и неудачам. Все эти переживания составляют суть кризиса середины жизни, который по времени совпадает с кризисом профессиональной зрелости.

Поэтому естественно объединить эти два кризиса, и говорить о них как об одном, вершинном кризисе 40 лет.

По нашему мнению главное в кризисе 40 лет всё же не близость смерти и не подведение первых итогов прожитой жизни, которые могут оказаться, увы, не блестящими. Психологически тяжело переживается тупик в развитии, невозможность разрешения стоящих перед человеком проблем.

(141) Преподавательница психологии призналась, что ей надоела работа в пединституте. Каждый год приходится говорить студентам одно и то же, так что в педагогической деятельности она видит для себя мало смысла. Повествуя о своих проблемах, она выглядит утомлённой и уставшей, намного старше своих сорока лет.

Этот разговор случился в начале 90-х годов, когда время было очень интересное! Открылась возможность изучать и осваивать, кроме психологии деятельности, многие другие направления современной научной психологии: психоанализ, НЛП, гуманистическую психологию. Но преподавательница не видела для себя никакой перспективы.

(142) Пятиклассница учится по всем предметам на одни пятёрки и лишь по труду получает то двойку, то тройку. Что-то у неё не получается с кройкой и шитьём, не успевает работать быстро и качественно. Мать девочки, доцент пединститута, пришла в школу поговорить с учительницей, чтобы, насколько это возможно, общими усилиями исправить ситуацию.

Уроки только что закончились, но дети не торопились уходить из класса, они, наверное, не успели сделать то, что от них требовалось.

Началась беседа. Учительница сразу же, при одноклассницах девочки стала её ругать, дескать, девочка бестолковая и, вообще, пусть переводится из этой школы в другую. Родительница пыталась успокоить учительницу, склонить её к конструктивному диалогу, предлагала пройти в свободную соседнюю комнату, чтобы дети не участвовали в их разговоре.

Но учительница отказалась уединиться: “У меня ни от кого секретов нет! Я ко всем отношусь одинаково! Правда, дети?” Дети согласно кивали головой: “Да, да, правда”. Под конец учительница сказала: ”Если вам что-то не нравится, — можете жаловаться директору школы!”

Учительница с пятнадцатилетним стажем как будто нарочно допускает грубейшие ошибки. Буквально на пустом месте раздувает конфликт, вносит этот конфликт в сферу воспитания, вовлекая в него детей, стремится расширить конфликт, предлагая идти с жалобой к директору.

Здесь налицо установка на профессиональное саморазрушение, психологический кризис. Эта учительница не имеет высшего образования, она не видит каких-либо путей повысить свой образовательный уровень и социальный статус. Родительница выступает в её глазах не как мать девочки, а как угрожающий её благополучию преподаватель пединститута, якобы наделённый контролирующими полномочиями. Неудивительно, что учительница пытается защититься от несуществующей угрозы, направляя свою энергию в ложном направлении. Ей была бы полезна помощь психолога или психотерапевта.

Успешность функционирования человека на девятом периоде жизни зависит от того, насколько успешно будет преодолён вершинный кризис. Любой психологический кризис — это не только проблемы и душевная боль; в преодолении кризиса открываются новые горизонты развития, поэтому важно усмотреть открывающиеся перспективы и следовать им.

Иначе говоря, важно, чтобы кризис завершился инсайтом и сопровождался дальнейшем развитием. Неудивительно, что многие учителя и преподаватели именно в это время стремятся повысить свой образовательный уровень: заканчивают заочное обучение в пединституте, завершают работу над диссертацией и т.п. Другие меняют сферу своей деятельности, например, учитель физики начинает преподавать математику и получается очень хорошо. Наконец, и это, наверное, самое трудное, некоторые учителя находят в себе силы достичь качественно нового уровня в преподавании своего предмета, они становятся учителями-новаторами.

Отсюда понятно, вершинный кризис можно успешно преодолеть, лишь следуя перспективам своего профессионального и личностного роста.

Отметим, что есть учителя, и их не мало, которые или не ощущают проблем, связанных с вершинным кризисом, или же эти проблемы ими воспринимаются как нечто несущественное, преходящее, не требующее сознательных усилий. Такие учителя, по-видимому, упускают свой шанс скачкообразного, ускоренного профессионального и личностного роста.

Десятый период профессиональной судьбы учителя — угасание в стадии компенсации. Начинается он незаметно. Учитель отмечает постепенное снижение своих физических возможностей, памяти, зрения, ощущает ухудшение состояния здоровья, что отрицательно сказывается на педагогической деятельности. Однако, все эти затруднения компенсируются высоким уровнем педагогического мастерства, богатым жизненным опытом. Профессионализм учителя остаётся на высоком уровне. О нарастающих проблемах никто из окружающих даже и не догадывается.

Трудности, связанные с возрастом, проявляющиеся в неспособности качественно выполнять профессиональные обязанности, обычно возникают не вдруг, а нарастают постепенно. Поэтому при их нарастании рекомендуется уменьшать нагрузку постепенно: вместо двух ставок, взять одну ставку, а потом только полставки, продлевая, тем самым, период компенсации. Постепенный, мягкий уход из школы способствует сохранению физического и психического здоровья стареющего учителя.

Одиннадцатый период профессиональной судьбы учителя — угасание в стадии декомпенсации. С профессиональной деятельностью, увы, приходится расстаться. И это притом, что многие пожилые люди в душе чувствуют себя совсем молодыми. Одна пожилая учительница как-то призналась автору: ”Ты не думай, что я такая больная и старая, в душе я ощущаю себя семнадцатилетней девочкой.” В этом состоит главное противоречие одиннадцатого периода.

И вот, пожилой человек снова вынужден искать своё место в жизни. Многие находят приложение своим силам, помогая в воспитании своих внуков и правнуков, кто-то копается на своём садовом участке.

Некоторые учителя не позволяют себе замыкаться лишь на своих частных проблемах и сохраняют связи с обществом. Например, у нас, в Нижнем Тагиле, пожилые учителя участвуют в работе ветеранской организации, поддерживают тесные связи с очень богатой учительской библиотекой, являющейся важным интеллектуальным центром в городе. Наконец, можно порадоваться тому, что Нижнетагильский хор учителей-ветеранов неоднократно занимал призовые места в различных конкурсах.

И получается, что если человек хочет, чтобы его жизнь была интересной и увлекательной, он должен искать своё место в жизни, точку приложения своих сил всегда и везде, от первого вздоха и до последнего момента в своей жизни.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.