Предыдущий пример показывает, что на ходе деятельности сказываются условия её протекания. Такое утверждение, в общем-то, тривиально. Важно то, что условия протекания деятельности не обязательно объективно заданы и определены логикой внешнего мира. Они могут быть произвольными, их истоки могут находиться в психической сфере. В связи с этим расширяются возможности гибкого управления деятельностью.
(133) Семиклассники толпились перед кабинетом, где должен начаться следующий урок. Вдруг кто-то крикнул: ”Кто первый войдёт, — тот дурак!” Прозвенел звонок, но ни один ученик в класс не вошёл. Кому хочется быть дураком?!
Семиклассники так и простояли перед кабинетом весь урок. Ни учитель, ни директор не смогли разрешить ситуацию. Сначала они пытались уговорить учеников пройти в кабинет, потом выясняли, кто был зачинщиком, но всё безрезультатно.
В данном эпизоде говорится об игре по правилам, когда игра-деятельность (а не трансактная игра) развивается согласно произвольно сформулированному условию-правилу.
Такая ситуация открыта для введения новых правил. Поэтому наилучшим выходом из рассмотренной ситуации было бы продолжение игры с новым, дополнительным правилом, например, таким: ”Кто запрыгнет в класс тройным прыжком, — тот молодец!”
Ещё одно важное обстоятельство. На процесс деятельности оказывают влияние не столько сами условия деятельности, как таковые, сколько отражение этих условий в психике человека. Степень адекватности отражения условий зависит от множества причин и, в частности, от опыта человека.
(134) Весь кабинет аналитической химии заставлен большущими столами-шкафами. Химические опыты в такой аудитории выполнять удобно, но для лабораторных занятий по психологии она совсем не приспособлена. На первом занятии студенты расселись так, как сочли нужным.
Каждый раз занятия в этой аудитории вызывали у преподавателя психологии дискомфорт. Поэтому он в течение всего семестра экспериментировал, искал наилучшую конфигурацию, рассаживал студентов по-разному.
Удивительно, но оказалось, что студенты уже на первом занятии интуитивно выбрали самое лучшее расположение. На последнем занятии все расселись точно так же, как на первом и окончательно убедились, что такое расположение наиболее удачно.
Этот эпизод показывает, что у студентов достаточный опыт для того, чтобы адекватно воспринимать топографию учебного пространства, т.е. пространственное расположение учащихся, преподавателя, различных предметов в аудитории и, главное, влияние всевозможных пространственных отношений на процесс педагогического взаимодействия.
Рассмотрим теперь противоположные случаи, когда опыт учащихся совершенно недостаточен для того, чтобы их учебная деятельность выполнялась должным образом.
Приведённый ниже пример, представленный в письменном виде, приводится здесь с минимальными исправлениями
(135) Первоклассник не знал, что в тетрадке по чтению буквы должны иметь определённый размер: маленькая буква должна точно вмещаться в клеточку, большая — должна иметь высоту в две клеточки, а ширину равную одной клеточке. Ученик имел несчастье все домашние задания выполнять огромными "красивыми" буквами.
(На самом деле буквы были, наоборот, очень некрасивыми. Они были большущими, состояли из неровных линий, высотой во весь тетрадный лист, так что на одном листе умещалось не более одного слова. Всё написанное учеником выглядело просто ужасно! — прим. автора)
Во второй четверти учительница решила собрать тетради по чтению. И этот несчастный мальчик тоже сдал свою тетрадь. О том, что было дальше, лучше не рассказывать (так считает пострадавший, теперь уже не мальчик, а взрослый человек, — прим. автора).
Аналогичный пример.
(136) На уроке чтения в первом классе было задано домашнее задание: прочитать сказку "Гуси-лебеди". На следующем уроке учительница обнаружила, что одна из учениц не прочитала сказку, и поставила за это ей двойку. Девочка расплакалась, она чувствовала себя несправедливо обиженной, потому что ещё до школы хорошо знала содержание этой сказки.
Ученица не выполнила домашнее задание потому, что не поняла его смысл. Для неё слово "прочитать" значит ознакомиться с содержанием сказки. Для учительницы это же слово означает потренироваться в чтении.
Неудивительно, что описанные выше неприятности случились с первоклассниками, у которых недостаточен опыт учёбы и совсем ещё не сформированы учебные действия. Первоклассники оказались не готовыми воспринимать инструкции учителей.
Два последних примера приведены взрослыми людьми. Они до сих пор остро переживают происшедшее, чувствуют себя незаслуженно обиженными своими учителями. Так что рассмотренные ситуации являются, несомненно, психотравмирующими. Учителям начальных классов, наверное, было бы полезно коллекционировать подобные случаи, чтобы знать о них, и принимать меры по их предупреждению.
Добавить комментарий