Если человеку задать вопрос, то он или смотрит вверх, как будто что-то написано на потолке, или смотрит отсутствующем взглядом сквозь собеседника. Может быть, что глаза человека колеблются из стороны в сторону, как бы отыскивая источник звуков, человек при этом пытается услышать слова ответа. Или же его глаза опущены вниз, будто ответ спрятан где-то на его собственном теле.

Американский психотерапевт Милтон Эриксон обнаружил, что движения глаз указывают на способ обработки внутреннего опыта, а именно, указывают, как происходит функционирование ведущей системы на бессознательном уровне. Поэтому неосознаваемые движения и положения глаз называются глазодвигательными паттернами (от англ. pattern — образец, модель).

Итак, глазодвигательные паттерны сигнализируют о внутренних процессах. Более того, имеется также обратная зависимость. Чтобы вызвать из подсознания какие-то воспоминания или намеренно создать желаемое внутреннее ощущение, достаточно установить глаза в определённом положении.

Неосознаваемые движения глаз невозможно контролировать в том смысле, что если попытаться их сознательно остановить, направив глаза усилием воли в одну точку, то общение прервётся. Оно окажется невозможным, потому что наряду с движениями глаз неизбежно окажется заторможенным процесс обращения к внутреннему опыту.

На рисунке 6 приведена схема глазодвигательных паттернов типичного правши, показывающая, как движения его глаз представляются сидящему напротив собеседнику. В тексте направление взгляда указано, наоборот, относительно самого индивида [13, 18].

Рисунок 6.

Схема на рисунке 6 применима в 90% случаев. Для левшей, т.е. для оставшихся 10% случаев, имеет место такая же, но зеркально отражённая картина, где правая половина рисунка поменялась местом с левой. Наконец, иногда встречаются люди, у которых особая схема глазодвигательных паттернов, которую можно выявить лишь после соответствующих наблюдений.

Рассмотрим теперь различные глазодвигательные паттерны для типичного правши.

1. Когда человек воспринимает окружающий мир подробно, рассматривает что-либо в деталях, он смотрит прямо на интересующий его предмет или пейзаж.

2. Если глаза человека расфокусированы, взгляд ”отсутствующий”, смотрит сквозь собеседника, это значит, что он извлекает из памяти зрительный образ.

3. Глаза направлены вверх налево. Человек рассматривает зрительный образ, возникший перед ним из памяти, причём образ представляется очень чётко и детально, такие образы называются эйдетическими. Человек ”внутри” ситуации, то, что он вспоминает, ему довелось видеть в прошлом.

Например, учитель говорит: ”На прошлом уроке я показывал картину ”Битва на Куликовом поле”. Кто на ней изображён?” Ученики будут воспроизводить в памяти ситуацию прошлого урока. При этом глаза у некоторых из них слегка дёрнутся в направлении вверх налево, у других глаза останутся в этом положении более длительное время.

4. Глаза направлены вверх направо. Человек конструирует зрительный образ, т.е. он воображает себе какую-то картину. Человек ”вне” ситуации. Он никогда такого не видел и, конструируя ситуацию, оказывается вне неё.

Именно так будут двигаться глаза студентов, если, например, им предложить инструкцию: ”Представьте себе несуществующее животное…”

5. Глаза смещаются на среднем уровне налево. Аудиальные воспоминания. Человек вспоминает и снова ”мысленно слышит” те звуки, которые он когда-то слышал.

6. Глаза направлены на среднем уровне направо. Аудиальные представления. Человек конструирует те звуки, которые он никогда ранее не слышал.

7. Глаза вниз налево. Аудиальные представления. Человек на короткое время прерывает внешнее общение. Он уходит в диалог с самим собой, и как бы советуется сам с собой. При этом он контролирует свои мысли, чувства, действия и речь.

8. Глаза вниз направо. Кинестетические представления. Человек вспоминает телесные ощущения, которые он когда-то испытывал в прошлом.

Возможны также положения глаз по центру вверх и вниз. Они могут свидетельствовать о воспоминаниях или о конструировании, причём у разных людей по-разному. Поэтому в случае необходимости следует выполнить специальные наблюдения.

Нередко бывает, что человек сначала конструирует какой-то образ (глаза вверх направо), затем уходит во внутренний диалог и контролирует сам себя (глаза вниз налево). Чаще всего такое движение глаз по диагонали бывает, когда человек пытается обмануть. Но не обязательно.

Например, ученица, вызванная к доске, может думать в первую очередь о том, как она выглядит в глазах всего класса (сначала конструирование, затем контроль). Тогда её глаза совершат диагональное движение, а вопрос, заданный в это время учителем, ученица, скорее всего, вообще не воспримет.

В ходе беседы люди невольно следят глазами за жестами собеседников. Неудивительно поэтому, что движениями глаз можно управлять с помощью жестов. Например, стоит поднять руку вверх, как бы показывая что-то, как глаза собеседника тоже двинутся вверх, открывая собеседнику путь к визуальной информации. Отсюда понятно, что жестикуляция на верхнем уровне стимулирует визуальную модальность, на среднем — аудиальную, а жестикуляция внизу — кинестетическую.

Отметим, что если в какой-то момент разговора глаза собеседника задвигались, то сообщать ему что-либо важное в этот момент бесполезно: собеседник занят внутренней работой, и поэтому, скорее всего, ничего не воспримет.

Может оказаться, что ученик при ответе молчит, но глаза его в движении. Это значит, что он что-то вспоминает, а не просто тянет время; следовательно, ему нужно дать возможность подумать и вспомнить.

Восприятие глазодвигательных паттернов необходимо довести до автоматизма, только тогда полученная с их помощью информация будет полезна, способствуя глубокому проникновению во внутренний мир собеседника. Первичные навыки восприятия глазодвигательных паттернов проще всего получить, наблюдая за общающимися людьми со стороны, не участвуя при этом в их общении. Можно также наблюдать за людьми из телевизионных репортажей, тогда время, проведённое у телевизора, наверняка не пропадёт зря.


Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.