Все эгосостояния, кроме “Взрослого“, обладают сложной структурой, причём структурность может проявляться по-разному. В связи с этим выделяются две независимые подструктуры, изображенные на рисунке 5 слева и справа.
Рисунок 5.
При анализе психической реальности можно пользоваться или той, или другой подструктурой, выбрав ту из них, которая более подходит для анализа конкретной ситуации. Оказалось, что применение одной какой-то подструктуры в данном конкретном случае полностью исключает применение другой. Иначе говоря, нельзя эклектически смешивать эти две подструктуры.
Согласно первой подструктуре, изображённой на рисунке 5 слева, “Родитель“ может быть контролирующим (К, — примеры (99), (100)), или опекающим (О, —пример (101)).
(103) Ещё один забавный пример опекающего “Родителя“.
Директор школы, он же учитель физики, говорил старшеклассникам, которые на уроке физкультуры пользовались школьными лыжами:
“Дети, будьте осторожны! Ибо на скоплениях снега лыжи имеют тенденцию к переламыванию“.
Директор — очень деликатный человек. Правда, в данной ситуации директор более опекает школьные лыжи, чем самих школьников.
Тем не менее, фраза вроде: “Дети, осторожно! Не сломайте школьные лыжи!“ — для него неприемлема, потому что в ней звучит скрытое обвинение старшеклассников в том, что они иногда, пусть не нарочно, но всё же ломают государственные лыжи. Поэтому директор сочинил столь необычную фразу.
Увы, дети таких тонкостей не понимали, они посмеивались между собой над диковинными фразами директора.
“Ребёнок“ делится на три подструктуры: адаптированный ребёнок (А), спонтанный (С) и бунтующий ребёнок (Б).
“Спонтанный ребёнок“ — эмоционально насыщенное состояние, в котором индивид, движимый эмоциями ведёт себя непосредственно. Так бывает, когда человек искренне радуется приятным новостям или печалится по поводу плохих, искренне, без оглядки на ситуацию скандалит, занимается любовью и т.п. Все эти ситуации с позиций трансактного анализа близки. Иллюстрацией к этому может служить довольно забавный случай, правда, не имеющий отношения в школьной жизни.
(104) В продуктовом магазине повздорили бомж и молоденькая продавщица. Выяснение отношений зашло так далеко, что бомж стал бросать в продавщицу монетами, а продавщица бросала в него шоколадные конфеты. Их рассерженные лица вдруг стали улыбаться, они хихикали сквозь слёзы. Люди вокруг тоже заулыбались.
В данном примере конфликт сопровождался бурей самых разных эмоций. И независимо от того, какие конкретно эмоции переживались, общение оставалось на уровне трансакций Ре(спонтанный) → Ре(спонтанный).
“Адаптированный ребёнок“ — эмоционально насыщенное состояние, в котором индивид вынужден вести себя сдержанно. Именно так ведёт себя директор школы из примера (124): ему проще было бы ругаться, действовать решительно и энергично, но он себя сдерживал.
“Бунтующий ребёнок“ — эмоционально насыщенное состояние, характеризуемое прорывом долго сдерживаемых эмоций, что, так или иначе, сказывается на поведении. Примером может являться случай (26).
Наконец, детское поведение, т.е. поведение, характерное только лишь для детей, следует отличать от поведения в эгосостоянии Ре, тем более что ребёнок, как и взрослый, может находиться в самых разных эгосостояниях.
Вот пример детского поведения (трансакции В → В), для которого характерно то, что ребёнок из-за недостатка опыта не понимает смысла социальных отношений, в данном случае, отношений продавец-покупатель.
(105) В книжном магазине людей очень мало, тихо и спокойно. Вдруг прозвучал громкий, чёткий, уверенный возглас трёхлетней девочки: “Тётя. Дай книжечку.“ В ответ слышится глухой и тусклый голос продавца: “Пусть мама купит.“
— Тётя! Дай книжечку (Её голос звучал ещё более требовательно и настойчиво).
— Пусть мама купит.
Девочка требует книжечку столь чётко и убедительно, что автор на месте тёти отдал бы ей весь книжный магазин. Но тётя знает своё дело и на каждую просьбу девочки твердит одно: “Пусть мама купит.“
Согласно второй подструктуре, изображённой на рисунке 5 справа, родительский компонент может вести происхождение от отца (О) или от матери (М). Именно через эти структуры осуществляется родительское программирование поведения индивида.
Например, отец говорит: “Учись хорошо! У нас в роду миллионеров нет, что заработаешь, то и есть будешь!“
Подобные фразы, многократно повторяемые, присваиваются индивидом, погружаются в его бессознательное. Оттуда они управляют поведением индивида в течение многих лет.
Согласно трансактному анализу, в возрасте примерно шести лет завершается полный цикл психического развития ребёнка. Поэтому та психика, которая сложилась к этому возрасту, остаётся с человеком навсегда. Дальнейшее развитие психики происходит путём наращивания новых структур, новых возможностей. В связи с этим, “Ребёнок“ из второй подструктуры, есть ничто иное, как ядро психики, сложившееся к возрасту пять–шесть лет и сохраняемое у более взрослых индивидов почти без изменений.
У ребёнка в возрасте пяти–шести лет психика, как обычно, подразделяется на три эгосостояния. Поэтому “Ребёнок“, принадлежащий второй подструктуре, состоит из трёх частей: “Родитель в Ребёнке“(РРе), “Взрослый в Ребёнке“ (ВРе) и “Ребёнок в Ребёнке“ (РеРе). Рассмотрим их подробнее.
1. РРе. Происхождение этого эгосостояния таково. Авторитарные родители жёстко управляют ребёнком, добиваясь немедленной и адекватной реакции на свои требования. Подобный стиль управления ребёнком интериоризируется и затем проявляется у повзрослевшего индивида в виде резкого и неожиданного, как для самого индивида, так и для окружающих его людей, включения или выключения какого-либо поведения, чаще всего речевого. Поэтому РРе имеет образное название “электрод“.[5].
Например, когда “электрод“ выключен, человек на собрании не может слова вымолвить. Вдруг “электрод“ включился, человек говорит, говорит, говорит. Потом вдруг, на полуслове останавливается,— “электрод“ снова выключился.
Ещё примеры, иллюстрирующие “электрод“ случаи (118) и (171).
2. ВРе образно называется “Профессором“. Это эгосостояние характеризуется вполне взрослой логикой, но отсутствием опыта, присущего взрослым. Поэтому, или в силу каких-либо других причин, искажающих мышление, иногда получается нелепый результат, который с радостью принимается “Профессором“, при условии, что результат согласуется с интересами и установками индивида.
Итак, особенности мышления в данном состоянии таковы, что “Профессор“, ради получения психологической или иной выгоды, может логически доказать всё что угодно.
(106) Например, ребёнок четырёх лет играет с Мишкой, у которого вдруг оторвалась лапа. Ребёнок думает, что делать? Очевидно, что Мишка заболел. Когда кто-нибудь неожиданно заболеет, вызывают “Скорую помощь“, по телефону 03. Ребёнок набирает номер и говорит: “Тётя, у Мишки лапа оторвалась, он заболел, приезжайте скорее!“
Эти рассуждения с точки зрения логики безупречны, единственный их недостаток — исходная информация оказалось не полной: к куклам “Скорая помощь“ не приезжает.
Данный пример иллюстрирует функционирование эгосостояния “Взрослый“ у ребёнка. Если у подростка или у взрослого проявятся подобные особенности мышления, то это указывает на актуализацию состояния ВРе, т.е. “Профессора“.
“Профессор“ нередко склонен к сутяжничеству, вследствие чего возможны конфликты.
(107) Это случилось в седьмом классе на контрольной работе по математике. В самом начале урока, когда школьники только что заняли свои места, в класс вошли две студентки-практикантки. Чтобы их разместить, учительнице пришлось пересадить одного из школьников за соседнюю парту, туда, где имелось свободное место.
Согласно своему новому месту, этот ученик должен был выполнять задание второго варианта. Но он всё равно писал первый вариант, на том основании, что его принудительно пересадили на другое место в самый последний момент, уже после того, как учительница предложила ему писать первый вариант.
Контрольную работу ученик написал плохо. Если бы не подозрение, что он списывал у соседа, который тоже писал первый вариант, то, наверное, можно было поставить тройку с большой натяжкой.
Так что ученик получил за контрольную двойку, которую опротестовал сначала у учительницы, а потом у завуча. Он упорно доказывал своё право на первый вариант, утверждал, что оценка выставлена несправедливо, но так ничего и не добился.
Здесь довольно редкий случай, когда ученик ищет выгоду в расширении конфликта, недвусмысленно обвиняя учительницу в произволе и необъективности.
Анализ этого случая на занятиях вызывал у студентов затруднения. С одной стороны, конфликт налицо, а с другой, — в чём суть проблемы? Трансактный анализ помогает ответить на этот вопрос.
Дело в том, что есть “буква“ закона, правила поведения или договорённости, а есть их “дух“. “Буква“ — это их формулировки, пусть даже не писанные. “Дух“ — это те соображения, которые участвующие стороны стремились заложить в законы, правила поведения, договорённости.
Согласно “духу“ правил поведения, а именно, исходя из существа дела, ученик должен был самостоятельно выбрать второй вариант. Но формально, согласно “букве“ закона, ученик вправе остановиться на первом варианте.
Находясь в эгосостоянии ВРе, ученик предпочёл руководствоваться формальными соображениями. “Профессор“ мыслит формально, если ошибка, проистекающая из формальности мышления ему выгодна.
“Профессор“ ученика соображает: “Оценки ставятся за знания. Учительница же понизила мне оценку или за то, что я сам, согласно “духу“ правил поведения, не выбрал второй вариант, т.е. за поведение, или за то, что списывал, но последнее ещё нужно доказать, “не пойман — не вор“. Здесь есть основа для борьбы за свои интересы“.
Следует отметить, что подростковый возраст — время, когда индивид пробует различные способы поведения. Можно надеяться, что приобретённый учеником неудачный опыт сутяжничества, предохранит его, от повторения подобного поведения во взрослой жизни.
3. РеРе эмоциональное состояние, отличающееся высоким напряжением желаний. Такие желания становятся главным фактором, определяющим жизнь человека. РеРе имеет условное название “Демон“, потому что иногда кажется, что “демон вселился в человека“ и заставляет его совершать непредвиденные и неоправданные поступки.
(108) Например, студенту осталось учиться в институте полгода. Казалось бы, раз уж он проучился четыре с лишним года, то “перекантоваться“ ещё полгодика ничего не стоит. Но студент не может, не желает посещать институт, такое поведение для него представляется нестерпимым. Поэтому, несмотря на все разумные доводы о целесообразности завершения обучения, он все же бросает учёбу.
Добавить комментарий