Главная идея трансактного анализа, основателем которого является американский психотерапевт Эрик Берн, состоит в том, что психика человека состоит из трёх относительно независимых структур, называемых эгосостояниями [5].
Они таковы: “Родитель“ (Р), “Взрослый“ (В), “Ребёнок“ (Ре). В каждый момент времени индивид находится в одном из трёх эгосостояний. Переход из одного эгосостояния в другое может происходить спонтанно, т.е. вследствие внутренних причин, или же в результате внешних причин, например, как ответ на поступки другого человека.
В разные моменты времени психика индивида функционирует по-разному, в зависимости от того эгосостояния, в каком находится индивид. А именно, то, каким индивиду представляется мир, как он думает или действует, зависит от наличного, актуализировавшегося в данный момент эгосостояния.
Свойства эгосостояний таковы:
1. “Родитель“ характеризуется стремлением контролировать других людей, управлять их поведением, а также их опекать.
2. “Взрослый“. В этом состоянии индивид обрабатывает информацию, или же он преследует какую-то цель. Особенностью эгосостояния “Взрослый“ является отсутствие эмоций и стремлений поучать, контролировать других людей или же их опекать.
3. “Ребёнок“ характеризуется эмоциональной окрашенностью, которая может быть скрыта от посторонних, а иногда даже от самого себя, но от этого суть не меняется.
Образно говоря, в индивиде “живут“ три человечка-эгосостояния. В каждый момент времени один из них функционирует, а остальные два ждут, когда наступит их очередь.
Не следует путать эгосостояния с социальными позициями индивида. Это совершенно разные понятия. Например:
(99) Пятилетняя девочка говорит своему отцу:
“Опять ты напился пьяный! И не стыдно тебе! “.
Отец отвечает: “Я больше не буду! “
Здесь дочь (социальная позиция дочь, ребёнок), находясь в эгосостоянии “Родитель“, стимулирует отца (социальная позиция отец, родитель) к переходу в эгосостояние “Ребёнок“. Соответствующая сокращённая запись такова: Р→Ре. Отец чувствует себя виноватым и отвечает дочери в соответствии со схемой Ре→Р.
Кто-то может сказать, что трансактный анализ неверно описывает психику, и будет прав. Потому что даже сложные научные модели не вполне адекватны реальности, а трансактный анализ, как мы только что убедились, основан на довольно примитивной модели. Поэтому искажения психической реальности при её описании средствами трансактного анализа неизбежны.
Но это не главное. Важно то, что трансактный анализ в ходе своего развития проделал путь от примитивных соображений до зрелой теории, хорошо зарекомендовавшей себя на практике. В связи с этим простота исходной модели — не недостаток, а достоинство, облегчающее изучение и применение трансактного анализа.
Эффективность трансактного анализа объясняется тем, что, отражая существенные стороны психологической реальности, он абстрагируется от конкретного смысла анализируемых ситуаций, точно так же, как алгебра абстрагируется от конкретных чисел.
Впрочем, абстрагирование от конкретного смысла изучаемых психологических явлений характерно для всех других полноценных психологических теорий. В частности, в психологии деятельности рассматриваются структура и уровни деятельности, независимо от конкретного содержания деятельности.
Рассмотрим теперь примеры, из которых видно, что для трансактного анализа важен не смысл высказываний, а их форма.
(100) Учитель говорит ученику: “Где твой дневник? “ (Р→Ре)
Ученик отвечает: “ Извините, я забыл его дома.“ (Ре→Р)
(101) Заботливая мать говорит подростку: “Одень шарф! На улице сегодня холодно.“ (Р→Ре)
Подросток капризно отвечает: “Не одену, мне и так тепло!“(Ре→Р).
В примерах (99), (100) и (101) одна и та же схема: сначала стимул (Ст-л) Р→Ре, затем реакция (Р-я) Ре→Р. На рисунке она изображена графически так, как это принято в книгах по трансактному анализу.
(102) Пример спонтанного переключения эгосостояний: Человек думает: “Если нельзя, но очень хочется, то немножко можно“.
В терминах трансактного анализа это означает, что сначала актуализируется “Родитель“ индивида, выступающий с категорическим требованием: “Нельзя, ни в коем случае!“ “Ребёнок“ индивида упрашивает: “Хочется, очень хочется, нестерпимо хочется“. Наконец, “Взрослый“ индивида предлагает компромисс — “Ладно, уж немножко можно“. Переключение эгосостояний происходит настолько быстро и, главное, привычно, что в сознании индивида отражается одна лишь итоговая мысль.
Добавить комментарий