Есть основания полагать, что существуют явления, которые можно обозначить термином “антиконфликты“.

Пример антиконфликта.

(98) Учительница пришла на урок в угнетённом настроении: она слегка приболела, и, кроме того, буквально за пять минут до начала урока оказалась втянутой в конфликт и разнервничалась. Ученики ощутили её настроение и на первый вопрос, о том, кто желает ответить по домашнему заданию, все, как один, подняли руки. Такое поведение было выражением любви и сочувствия учеников. Настроение учительницы сразу же улучшилось.

Приведённый пример иллюстрирует альтруистическое поведение.

В условиях антиконфликта каждая сторона управляет другими сторонами в соответствии с ненасильственной парадигмой:

"Если ты сделаешь что-то (или, наоборот, не сделаешь), то тебе будет хорошо. Неприятностей не будет в любом случае."

Стороны в антиконфликте функционируют так, что их активность направлена на улучшение отношений. Взаимное приятие сторон, удовлетворённость от общения остаётся и после завершения антиконфликта. Образно можно сказать так: "У антиконфликта сладкий вкус".

Итак, есть конфликты, происходящие под знаком неуважения, взаимного неприятия сторон, и есть антиконфликты, когда между сторонами нарастают взаимное уважение и любовь.

Анализ антиконфликтов возможен на основе двумерной схемы К.Н.Томаса, если принять во внимание, что во-первых, интересы сторон могут состоять в избежании неудач, во-вторых, интересы могут заключаться в стремлении к успехам.

Если исходить из избежания неудач, то придём к знакомому рисунку 2, описывающему различные способы поведения в конфликтных ситуациях.

Если исходить из стремления к успеху, то приходим к принципиально новым, антиконфликтным отношениям, иллюстрируемым рисунком 3.

 

В антиконфликте возможны пять линий поведения:

1. Избегание, когда ни одна из сторон не получает удовлетворения, так как стороны отказываются от взаимодействия.

2. Альтруистическое поведение, когда сторона антиконфликта согласна проявлять активность ради блага другой стороны, не получая ничего взамен.

3. Принятие альтруистического поведения. Тогда удовлетворение своих интересов происходит в результате активности других людей, причём эти другие люди не испытывают ущерба, но и не имеют какой-либо пользы.

4. Вынужденное взаимное удовлетворение, при этом обе стороны получают свою часть удовлетворения и выгоды. Отношения сторон примерно такие же, как в басне И.А. Крылова, где "кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку".

5. Сотрудничество ради взаимного удовлетворения. Это самый высокий уровень общения сторон в антиконфликте, доставляющий всем участникам радость и порождающий любовь.

Отсюда следует определение антиконфликта: это такое пересечение целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, которое проявляется в действиях, имеющих результатом улучшение психологического климата и удовлетворение интересов сторон.

Что касается особенностей функционирования сторон в антиконфликте, то, безусловно, имеются особые приёмы, которые осознанно или неосознанно применяют стороны, для поддержания состояния антиконфликта.

Многие из этих приёмов можно получить, если обратить приёмы, применяемые в конфликтах.

Например, в конфликтах подчёркивается противопоставление сторон. В антиконфликтах, наоборот, наблюдается тенденция к сближению и отождествлению сторон. В связи с этим вспоминается знаменитая фраза киплинговского Маугли: "Мы с тобой одной крови, — Ты и Я!"

Понаблюдав за опытными учителями можно убедиться, что многие из них в условиях обычного, рутинного управления классом избегают противопоставления себя и учащихся, наоборот, они отождествляют себя с ними. Например, вместо приказа "Читайте!", они говорят: "Приступаем к чтению!", или "Зайчики, начинаем читать!".

Кроме приёмов, получаемых обращением, в антиконфликтах могут функционировать специфические приёмы, например, отзеркаливание, известное из нейролингвистического программирования (§15).

К настоящему времени антиконфликты, так же как и поляны, изучены недостаточно. Причина всё та же. Люди в первую очередь опасаются неудач и неприятностей, а упущенные возможности в удовлетворении своих интересов воспринимаются ими не столь болезненно.

В дальнейшем нужно будет постепенно переносить акцент с изучения негативного опыта, тупиков, конфликтов, на изучение положительного опыта, полян и антиконфликтов.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.