Назовём сложным конфликтом такой конфликт, в котором участвуют более чем две конфликтующие стороны.
Сложные конфликты плохо управляемы, они расширяются и углубляются сами по себе, согласно своим собственным законам. Для их преодоления необходимо взаимосогласованное поведение большого числа конфликтующих сторон. А это не просто, даже если все стороны искренне желают погасить конфликт.
Отсюда понятно, что
во-первых, та сторона, которой выгодно усиление конфликта, обычно стремится увеличить число сторон в конфликте,
во-вторых, чтобы ослабить конфликт нужно уменьшить число конфликтующих сторон,
в третьих, даже временное прекращение активности одной из сторон способствует ослаблению конфликта.
Сложные конфликты длятся, как правило, долго, поэтому они отягощены отрицательными эмоциями, что является ещё одним фактором, препятствующим примирению сторон.
В школьных условиях увеличение числа конфликтующих сторон нередко происходит потому, что учитель, реже ученик, привлекает к конфликту (чаще всего в качестве ещё одной стороны, а не посредника) классного руководителя, завуча, директора, которые вынуждены участвовать в разбирательствах по долгу службы. Кроме того, в конфликт нередко вовлекаются родители учащихся.
Можно также утверждать, что если учитель охотно идёт на расширение конфликта, то именно он, в большинстве случаев, является главным его виновником.
С конфликтами учитель должен справляться самостоятельно. За помощью к завучу или к директору в конкретных случаях обращаться не следует; у них свои дела, и они не в восторге оттого, что им приходится участвовать в бесконечных разбирательствах.
Другое дело, если учитель усмотрел за конкретным конфликтом значимую проблему, для решения которой учительских полномочий недостаточно. Тогда обращение за помощью к завучу или директору и необходимо, и оправдано.
Добавить комментарий