К.Н.Томас выяснил, что для каждого человека в конфликтных ситуациях характерны какие-то свои, предпочтительные линии поведения из пяти возможных (рисунок 2), иными словами, у человека имеются определённые установки относительно приемлемого поведения в конфликте. Их можно выявить с помощью теста К.Н.Томаса, приведённого во многих руководствах, например, в [3,21, 33].
Пять линий поведения сторон в конфликте таковы:
1. Избегание — когда сторона отказывается от достижения своих целей, потому что прекращение конфликта путём прерывания взаимных контактов представляется наиболее приемлемым.
2. Приспособление — когда сторона жертвует своими интересами, отказываясь, в той или иной мере, от достижения своих целей, но взаимодействие сторон при этом сохраняется. Обычно это происходит под давлением противостоящей стороны или каких-либо обстоятельств.
3. Соперничество — когда сторона добивается успеха любой ценой, грубо ущемляя интересы другой стороны.
4. Компромисс — когда сторона согласна в чём-то уступить, при условии, что другая сторона тоже уступит, в результате чего установится баланс интересов.
5. Сотрудничество — когда сторона готова, совместно с другой стороной, искать такой выход из конфликта, чтобы интересы всех сторон конфликта были удовлетворены в полной мере.
Согласно К.Н.Томасу, наилучший способ поведения в конфликте — сотрудничество, потому что при таком поведении обе стороны оказываются в выигрыше. Это относится лишь к предметным конфликтам, когда конфликт воспроизводится снова и снова в силу объективных причин.
Если конфликт случайный, то лучший способ поведения — избегание, или, может быть, приспособление. В общем, любой из этих двух способов хорош, если он позволяет быстро погасить случайный конфликт и минимизировать ущерб.
Избегание, как линия поведения, выполняется, как правило, в буквальном смысле. Вот примеры протеста ногами:
(76) Ученик плохо ведёт себя на уроке: разговаривает с соседями, громко смеётся, не слушает учителя. Замечания учителя не действуют. Тогда учитель, потеряв контроль над собой, грубо отругал ученика. Мальчик со слезами на глазах выбежал из класса.
И наоборот, бывает, что раздражённый чем-то учитель прерывает урок и покидает класс, но жаловаться к классному руководителю, к завучу или к директору не идёт. Он понимает, что жаловаться, как правило, бессмысленно, и что свои проблемы учитель должен решать сам.
То, что в разгаре конфликта учитель покидает класс, может по-разному сказаться на развитии конфликта. Если действие учителя является по своей сути бегством (избеганием), т.е. общение с классом прерывается надолго, то эмоции нередко успевают успокоиться, и конфликт теряет свою остроту. Если же общение с классом прерывается всего на несколько минут, то такое действие может стать ещё одним шагом в эскалации конфликта.
Добавить комментарий