Автор с удивлением обнаружил, что очень мало серьёзных, надолго запомнившихся конфликтов по поводу школьных отметок. Из сотни студентов, если попросить рассказать их только об одной неприятности из своей школьной жизни, не более двух-трёх упомянут о ситуациях, имеющих отношение к отметкам.

Это тем более удивительно, что оценивание знаний учащихся — обычная, рутинная работа, и, в то же время, очень сложная деятельность, так что при оценивании неизбежно бесчисленное множество ошибок.

Оказывается, что травмируют не плохие отметки сами по себе и не ошибки учителей в оценивании знаний. Даже двойки в журнал за плохое поведение на уроке воспринимаются учащимися как должное. Психические травмы порождает всё это лишь в сочетании с ехидством и недоброжелательностью учителя, с его готовностью пойти на конфликт.

Итак, навсегда в памяти учеников остаются те случаи, когда оценивание сопровождается несправедливостью, оскорблением и унижением личности учащихся.

(65) В Нижнем Тагиле богаты традиции по росписи металлических подносов, получаются подлинные произведения искусства. Этому учат в некоторых школах.

В качестве итогового задания ученица дома нарисовала поднос и принесла его в школу. Поднос получился очень красивым, но учительница поставила двойку: ”Ты не сама делала!” В результате — обида на всю жизнь!

(66) На урок математики все ученики десятого класса пришли неготовыми, так как тема была трудной. Учительница сказала, что с темой всё равно нужно разбираться, пусть кто-нибудь пойдёт к доске, а об отметках не беспокоится, потому что плохие отметки в журнал выставляться не будут.

На таком условии вызвалась отвечать у доски девочка-отличница. В конце урока она обнаружила, что напротив её фамилии в журнале выставлена тройка. Попытка объясниться с учительницей ни к чему не привела. Учительница утверждала, что отметка заслуженная, ответ у доски можно оценить всего лишь на тройку. Получилось, что учительница не сдержала своё обещание.

И совсем редкий случай, когда справедливое наказание запомнилось на всю жизнь.

(67) Пятиклассница за все свои школьные годы ни разу не получила ни одной двойки. Случилось так, что свою первую двойку она получила в день своего рождения. Девочка, хотя и признавала справедливость наказания, навзрыд плакала. Классная руководительница пыталась успокоить её и отменила двойку своей росписью.

Дома мать посмеивалась над девочкой: ”Умудрилась получить подарочек ко дню рождения — двойку!”

В данном случае двойка оказалось избыточным средством управления учебным поведением. Этой ученицей можно управлять и без двоек. Впрочем, в жизни всякое бывает. Пусть привыкает?

Рассматриваемая ситуация является конфликтогенной в другом отношении: классная руководительница не вправе отменять отметки, выставленные другими учителями.

Ещё один случай несправедливости при выставлении отметок.

(68) Домашнее задание к уроку труда никто из девочек не выполнил. Поэтому девочки получили свои заслуженные двойки; все, кроме одной, которая получила пятёрку, наверное, потому, что её мать работает в этой школе учительницей.

Узнав о вопиющей несправедливости, девочки стали возмущаться, требовать от учительницы объяснений. В конце концов, учительница не выдержала, при всех расплакалась, а потом исправила 5 на 2.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.