Нормы поведения, которые приемлемы в детском или подростковом возрасте, невольно переносятся детьми на отношения учитель-ученик, хотя бы потому, что дети часто не в состоянии вести себя по-иному.
Отсюда неизбежна фамильярность, нетактичное поведение учеников по отношению к учителю. Поэтому к мелким проявлениям фамильярности, нетактичности поневоле приходится относиться спокойно, как к неизбежному. В таких случаях следует вести себя сдержанно, а от замечаний лучше вообще воздержаться, или же, если их высказывать, то в самой мягкой форме.
(48) Ученик десятого класса интересуется физикой, математикой. Он раздобыл где-то книжку про тензорный анализ, что далеко выходит за рамки школьной программы, изучает эту книгу самостоятельно.
При неформальном общении, после уроков ученик спрашивает своего учителя математики: ”Вы, Иван Петрович, в тензорном анализе волокёте (т.е. понимаете что-нибудь)? ” Ну, что на это ответить?
Фамильярность в данной ситуации — на границе допустимого, но скандалить — себе дороже, и, главное, бессмысленно.
Здесь под фамильярностью кроется застенчивость, а за застенчивостью — защитное поведение. А вдруг Иван Петрович скажет: ”Куда тебе, дурашка, до тензорного анализа! Нос не дорос! Учи-ка лучше школьные уроки”. Отсюда понятно, что в данном случае душевное напряжение учащегося объясняет понижение уровня функционирования психики и актуализацию детского поведения в отношениях учитель-ученик.
Добавить комментарий