Удивительно, но осознание собственной правоты нередко способствует эскалации конфликта.
В самом деле, если какая-то сторона конфликта ощущает свою правоту, то, естественно, что позиция этой стороны усиливается, а её активность возрастает. Бывает, что чрезмерная активность приводит к тому, что конфликт принимает уродливые формы, при этом извращается его суть. Тогда правая сторона оказывается виноватой именно в силу своей чрезмерной и неадекватной активности.
(45) Две девочки-шестиклассницы пропустили урок физики, который был последним, ради того, чтобы сходить в цирк. Учителя физики, математики и некоторые другие учителя подумали, что девочки просто-напросто сбежали с урока. Они не знали, что девочки отпрашивались у классного руководителя, и она их отпустила.
На следующий день учительница математики на своём уроке долго отчитывала этих девочек, как прогульщиц, за то, что они сбежали с урока физики. Особенно сильно досталось той, которая была старостой класса и отличницей. Дома эта девочка пожаловалась на учительницу математики своей маме. В результате последующего разбирательства учительница признала себя неправой и извинилась перед ученицей.
Первоначально позиция учительницы была безупречной: с прогулами нужно бороться. Но её чрезмерная активность, стремление конфликтовать, неспособность учесть все обстоятельства сложившейся ситуации извратили её позицию.
(46) В актовом зале, где стояло пианино, принимали в октябрята. Учительнице нужно было зачем-то выйти из зала, и она строго-настрого наказала всем детям, чтобы они к пианино не подходили.
Но дети на то и дети, чтобы немного побеситься. Только учительница вышла, как они всей гурьбой стали барабанить по клавишам. Когда учительница вернулась, дети разбежались. И лишь одна девочка настолько увлеклась, что учительницу не заметила и продолжала колотить по клавишам.
Встретив столь явное неповиновение, учительница потеряла над собой контроль. Она долго ругалась, крича при этом: "Ты предала партию, ты предала Ленина! Ленин был бы тобой недоволен!". Затем исписала всю страницу дневника красными чернилами. Портфель швырнула за дверь, а затем и девочку выгнала вон из зала.
Девочка шла по школьному коридору и горько плакала. Ей повстречалась школьный врач, которая спросила, что случилось, затем они вместе пошли к учительнице разбираться.
Конечно же, учительница ожидала от детей особого поведения в столь торжественный момент, поэтому, наказывая расшалившуюся девочку, она чувствовала себя абсолютно правой. Именно осознание собственной правоты объясняет чрезмерную, неадекватную реакцию учительницы на мелкое нарушение дисциплины.
Ощущение собственной правоты не даёт человеку права вести себя в конфликте недостойно.
Добавить комментарий