Обычно для конфликта характерно то, что стороны взаимодействуют друг с другом, совершая те или иные действия. Однако может случиться так, что стороны, в силу каких-то причин, окажутся разведёнными, так что непосредственный их контакт прекратится. Неизрасходованная энергия конфликта проявится в том, что, по крайней мере, одна из сторон будет продолжать выполнять действия, согласующиеся с логикой конфликта. Т.е. конфликт фактически будет продолжаться, несмотря на разведение сторон. Назовём такой конфликт прерванным.

Если условия изменятся, и стороны вновь сойдутся, то прерванный конфликт может легко возобновиться. Наконец, прерванный конфликт не бывает одношаговым, он состоит как минимум из двух шагов.

Прерванный конфликт имеет место и в тех случаях, когда какая-то сторона не решается конфликтовать открыто, т.е. она предпочитает тактику приспособления, но потом, когда непосредственный контакт сторон прервётся, эта сторона всё же позволит себе действия, согласующиеся с логикой конфликта.

Примером прерванного конфликта мог бы служить случай (36), если бы школьница после урока сказала своей подруге: ”Сегодня у нас географичка какая-то дикая. Набросилась на меня ни с того, ни с сего, отругала…”. В таком случае этот конфликт будет не одношаговым, а прерванным, потому что школьница, осудив нетактичное поведение учительницы, тоже совершила действие, имеющее непосредственное отношение к конфликту.

Ещё один пример:

(41) Успехи в изучении английского языка у ученика 9 класса были довольно скромными, за год у него получалась тройка. Он упросил учительницу дать ему дополнительное задание и, в конце концов, заработал четвёрку.

Месяц спустя этот ученик шёл по улице вместе с товарищем. Они о чём-то разговаривали и смеялись. Учительницу английского ученика, которая шла им навстречу, он не видел в упор (репрезентативная система кинестетическая, зрительное восприятие иногда совсем отключается)! И не поздоровался. Хуже того, учительница отнесла его хохот на свой счёт. Она была обижена и оскорблена.

Об этом случае ученик узнал от бывшей классной руководительницы и был раздосадован: учительницу английского языка ученик уважал, у него не было ни малейшего желания её оскорбить (может быть, на бессознательном уровне что-то было?).

Наконец, ученик понимал, что если смотреть со стороны, он вёл себя по-хамски: нужно было, — кланялся, а как перешёл в другую школу, так в упор не видит.

В данном конфликте зачин состоит в том, что учащийся, оскорбил учительницу своим поведением.

На этом конфликт не завершился, несмотря на то, что контакт сторон прервался сам собой, позже учительница совершила действие, относящееся к конфликту: она пожаловалась бывшей классной руководительнице. Последняя, в свою очередь, стала ещё одной стороной конфликта, передав ученику жалобу учительницы и осудив его поведение.

Может случиться так, что конфликт почти на всех стадиях его развития является прерванным.

(42) Однажды на открытую лекцию преподавателя собралось всё начальство: заведующие кафедрами, декан, проректора. В ходе обсуждения лекцию оценили очень хорошо, отмечался профессионализм преподавателя. Была сделана соответствующая запись в книге регистрации открытых лекций.

Но спустя восемь лет проректор по учебной работе вспомнила об этой лекции на Совете института и сказала, что лекция была прочитана плохо, и что преподаватель, как лектор, никудышный. Преподавателя на Совете не было, никто не выступил в его защиту. Тем более что эпизод давнишний, об этом достоверно никто ничего не помнил. Заведующий кафедрой, присутствовавший на Совете, рассказал обо всём преподавателю и даже поругал его, дескать, именно о тебе, а не о ком-то другом говорят плохое.

Вскоре недоразумение разъяснилось, соответствующая запись в книге регистрации открытых лекций найдена.

С этой книгой можно было бы пойти к проректору, скандалить, защищаться, И вообще, в таких случаях, наверное, лучше скандалить, чем делать вид, что ничего не происходит.

Но, увы, время упущено, а после драки кулаками не машут, так что пришлось стерпеть, тем более что проректор — женщина, а затевать склоку с женщиной очень не хотелось.

Здесь зачин конфликта заключается в публичном обвинении преподавателя проректором. Вторая сторона конфликта — заведующий кафедрой. Его первое действие — обвинение преподавателя, второе — уяснение вместе с преподавателем истинной ситуации. Далее, он решил устраниться от дальнейших событий, каковы бы они ни были. Третья сторона конфликта — сам преподаватель, его действие по доказательству ложности обвинений носит защитный характер.

В данном случае главные стороны конфликта — проректор и преподаватель конфликтуют заочно. Преподаватель отказался от явного ответного действия, поэтому данный конфликт можно квалифицировать как прерванный на всём его протяжении.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.