Конфликт характеризуется тем, что хотя бы один из участников событий совершил, по крайней мере, одно действие, направленное на утверждение его позиции, на достижение его целей, удовлетворение интересов, которые, пусть в малой степени, но всё же противоречат интересам других участников событий.

Псевдоконфликты внешне похожи на конфликты, но таковыми не являются, потому что ни одна из сторон не совершает ни одного действия, которые можно трактовать, как действие внутри конфликта.

Примером псевдоконфликта может служить случай (15), когда преподаватель кричит, возмущается, но никого конкретно не задевает, ему нужно просто ”встряхнуться”, студенты это понимают и тоже не расположены к конфликту.

Псевдоконфликты нередко имеют прямое отношение к аффектам.

Напомним, что аффективный процесс состоит из трёх фаз.

Первая фаза — начальная, когда человек целиком охвачен тягостными мыслями, чувствами, которые кажутся ему невыносимыми. Аффект обычно вызывается резкими, сильными раздражителями, к которым организм приспособиться не в состоянии. В начальной, первой фазе можно сознательно подавить наступление аффекта, но во второй фазе это уже невозможно.

Вторая фаза — собственно состояние аффекта. Тогда кора головного мозга полностью заторможена, человек функционирует бессознательно, его действия бессмысленны и, нередко, разрушительны, при этом все моральные и культурные нормы отброшены прочь. В состоянии аффекта человек теряет очень много нервной энергии.

Поэтому третья фаза характеризуется сильной усталостью, вялостью, иногда возможен сон. Бывает, что события, случившиеся во второй фазе аффекта, в памяти не удерживаются.

Состояние аффекта может возникнуть не только в результате тягостных, неприятных переживаний; любые достаточно мощные переживания могут вызвать аффект. Например, состояние аффекта могут испытывать слушатели вокально-инструментальных ансамблей или спортивные болельщики, тогда они становятся буйными.

Примеры:

(33) Девочка у доски решала задачу, но не решила. Тогда учительница вызвала к доске мальчика, который быстро, с лёгкостью решил задачу. Девочка к этому времени всё ещё стояла у доски. Неожиданно для всех она вдруг заплакала, закричала, порвала тетрадь. Потом села на своё место и долго ещё не могла успокоиться. Учительница и дети в классе не обращали на неё внимания.

Казалось бы, здесь налицо конфликт. Девочка обижена, вот и устроила всем назло ”концерт”.

Но на самом деле это не так. В результате тягостно переживаемого состояния неудачи девочка оказалась в состоянии аффекта, она не понимала, что делает, что с ней случилась, поведение её не контролировалось сознанием. Если она и нанесла некоторый ущерб окружающим (мешала вести урок, доставила окружающим эмоциональное беспокойство), то неосознанно.

Учительница не обращала на поведение девочки никакого внимания, и правильно делала.

Вмешательство в подобных ситуациях необходимо лишь тогда, когда индивид может причинить какой-либо серьёзный и непоправимый ущерб себе или другим людям. Естественно, что действия, которые могут причинить ущерб нужно пресекать.

(34) Пятиклассник попросил учительницу отпустить его с урока. Объяснения мальчика показались учительнице не заслуживающими внимания. Она оставила его на уроке.

В начале урока ученику стало окончательно ясно, что попытка отпроситься не удалась. Стоял тёплый майский день, окна в классе были открыты. Мальчик, не спеша, собрал свои вещи, встал на подоконник…

Никто и ахнуть не успел, как он выпрыгнул из окна, с высоты третьего этажа! Мальчик пролетел мимо директора школы, любовавшегося у окна второго этажа обновляющейся природой.

Приземление на газон оказалось, к счастью, удачным, обошлось без единой царапины. Мальчик отряхнулся, сложил книжки в портфель и зашагал по своим делам.

Его за этот проступок чуть не исключили из школы.

В рассмотренном случае учительница и ученик не конфликтовали. Основные события здесь происходили не в отношениях учитель-ученик, а в душе мальчика. Он испытывал фрустрацию, т.е. переживал острое чувство безысходности, безнадёжности, неудачи, что вызвало состояние аффекта, объясняющее последующее безрассудное поведение.

Подобные факты нервных срывов не следует оставлять без внимания, потому что, этим детям, возможно, необходима помощь невропатолога, психотерапевта или психиатра.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.